6. Независимое миротворчество 80-х годов
Когда в середине 80-х годов будущий президент СССР
Нобелевский лауреат мира М.С.Горбачев призвал к
безъядерному и ненасильственному миру и перестройке советского общества на
62
началах демократии и гласности, соблюдения гражданских
прав и приоритетов общечеловеческих ценностей над классовыми,
новое политическое мышление привело к высвобождению опутанной бесконечным
страхом нравственной позиции активного и животворного миротворчества.
Открылась возможность по-новому взглянуть на деятельность
партократического официального антивоенного движения,
осмыслить задачи миротворчества в самой стране и дать дорогу независимым движениям
мира.
Советский комитет защиты мира, как и остальные
государственно-общественные организации, оказался в глубоком кризисе. Стало
невозможным проводить классово-идеологическую политику и механически следовать
за ведомственной политикой в международных отношениях и тем более навязывать ее
зарубежным партнерам.
Лишенный независимого миротворческого мировоззрения и не признавая трансидеологического
характера движений мира 80-х годов, близких к пацифизму, СКЗМ стал утрачивать
доверие в широких кругах советского общества119.
Не случайным был и кризис Всемирного Совета Мира,
авторитет которого неудержимо падал в последние пятнадцать лет. Следуя в русле
внешнеполитических интересов СССР, которые представлял советский комитет защиты
мира, ВСМ все дальше отходил от массовых миротворческих движений, пытаясь монополизировать
свое лидерство. "Горькая история руководства ВСМ, — писал член Совета
директоров японского Комитета мира Акира Каши, —
заключалась в том, что подчинившись великодержавному шовинизму и гегемонизму, многие годы оно принуждало движение следовать
внешней политике правительств некоторых стран. Это и было главной причиной
растерянности в ВСМ и международном ядерном движении120.
По словам американского антрополога Р.Принса,
представлявшего сторонников мира США в ВСМ,
——————————
119 См.: Локшин Г. ВСМ в
меняющемся мире // Век XX и мир. 1989.
№ 4, Во имя мира // Советская культура. 1990. 9 июля.
120 Peace
Courier. 1990, № 9.
63
Советский комитет защиты мира искусно блокировал
всякую возможность реформы внутри ВСМ. "На мой взгляд, — замечал он, — эта
организация работает сама на себя, утратив связь с массовыми движениями. Массовыми
остались только встречи функционеров и гигантские парадные встречи,
единственная цель которых заключается только в демонстрации независимым
движениям и организациям "кто есть кто". Многочисленные комитеты
заняты собственными делами... Бесполезная растрата денег, принадлежащих, в основном, советским людям, не догадывающимся,
кто именно их тратит, называя это борьбой за мир"121.
В первые годы бурных перемен перестройки советский
"миролюбец", мирник, пацифист, оставался
второстепенной и незаметной фигурой в обществе, даже среди бывших диссидентских
общественных движений и групп, символизировавших первые шаги к демократии и гражданскому
обществу.
Лишенная религиозно-философской основы, гуманистической
позиции, значимости человеческой личности, нравственного императива отвращения к
насилию, опутанная бесконечной борьбой с классовым и идеологическим противником,
исступленным поиском врага, душа и сознание советского человека лишь постепенно
стала открываться миротворческим, извечным ценностям добра, милосердия,
ненасилия.
Первым признаком и характерной особенностью формировавшегося
в конце 80-х годов независимого движения мира в России было то, что возникавшее
снизу миротворчество стало ориентироваться на внутренние проблемы. Становление
ненасильственного мира внутри многонациональной страны, воспитание нового мироощущения
превращалось в приоритетную задачу — сначала гражданский мир и согласие внутри
страны, затем борьба за мир во всем мире122.
Поэтому антимилитаристские движения снизу были направлены
не против заклятого зарубежного империалистического врага,
——————————
121 Московские новости. 1990. 25 февраля. Бунт в ВСМ //
Европейские ведомости. 1990. № 1.
122 См.: Павловский Г. Мир в
мире и в СССР // Век XX и мир. 1990.
64
а против милитаризированного мышления и
военно-промышленного комплекса в своей стране — Молоха, пожиравшего экономику, диктовавшего
политику, деформировавшего общественное сознание, что вынуждало советских людей
мириться с утратой тысяч молодых
жизней.
Вся громадная власть тоталитарного государства, что замечал
еще в начале века Толстой, включала армию, как инструмент вооруженного насилия,
в структуру своего господства. Принятие решений об использовании четырехмиллионной
армии, самой по себе представлявшей угрозу миру, всегда было подконтрольно партократии, тесно сросшейся с генералитетом. Поэтому
пропаганда советской внешней политики, претендовавшая на миротворческий курс,
как правило, находилась в вопиющем противоречии с безудержным ростом военно-промышленного
комплекса.
Вспыхнувший ярким факелом в конце 80-х годов советский
антимилитаризм, имевший в своей основе социальный протест против вооруженного
насилия и политического произвола в отношении классов, социальных и этнических
групп, отдельных личностей, был направлен однако не против
армии как таковой, а против реакционной военщины и военно-промышленного
комплекса.
Именно на этой почве проросли ростки идей ненасильственной
альтернативы А.Д.Сахарова, которые стали, наконец,
достоянием гласности. Они дали мощный импульс формированию альтернативных
неформальных движений, развивавшихся в русле антимилитаризма.
В этой связи нельзя не увидеть, своего рода, аналогии
с началом ХХ в., когда, по
словам председателя русской парламентской группы, близкого к пацифизму H.H.Ефремова,
"Общественное течение, называемое пацифизмом, пропагандой идеи мира в
известной степени выражает стремление пробудившейся народной совести к справедливости
и праву.... Долой насилие! Дорогу Праву и Справедливости"123.
Трагическая же кончина академика А.Д.Сахарова
в самом начале его открытой политической деятельности, ярко высветила всю
——————————
123 Общество мира в Москве. Вып.1. 1909-1910. М., 1911.
С.26.
65
значимость его личности как демократа, гуманиста,
миротворца. В бурных условиях перестроечных процессов многие предложения А.Д.Сахарова пробивали себе дорогу в государственной
внешнеполитической концепции. Оправдался закон жизни — выдающиеся личности, опередив
свое время, остаются не понятыми, и лишь впоследствии, (нередко с опозданием)
соотечественники могут оценить всю меру их гражданского подвига и воплотить их
идеи в жизни общества.
Антимилитаристская программа возникших независимых организаций
и движений, строго говоря, не была чисто пацифистской. В конечном счете, мало кто в Советском Союзе хотел бы
называть себя пацифистом, доброе имя которого было оболгано и фальсифицировано, в чем можно было убедиться, читая
предыдущие страницы.
Однако, современные взгляды на идею активного
ненасилия и антимилитаристские представления, основанные на здравом смысле и
реалиях общества, объективно были близки к пацифизму. Так, главными проблемами
советского антимилитаризма стали сокращение чрезмерных военных расходов,
открытое и честное обсуждение военной политики, защита жизни солдата в армии, прекращение
ядерных испытаний в СССР и др.124.
Новое политическое мышление периода перестройки, новые
подходы к внешней политике СССР привела к снижению уровня военной опасности,
изменений военной стратегии и военно-политических доктрин. Внешняя политика
времени президентского правления М.С.Горбачева уже не
требовала столь больших вооруженных сил, тем более что их избыток отнюдь не стал
показателем державной мощи страны.
С другой стороны, кризисное состояние экономики более
не позволяло нести непомерно большие расходы, которые выходили за рамки
реальной угрозы безопасности страны и разумной достаточности. Более того,
поскольку рост милитаризации многих сторон общественной жизни стал практически
бесконтрольным, ос-
——————————
124 Наиболее полно эти
проблемы изложены в статьях, интервью академика Г.Арбатова.
См., например: Арбатов Г. Армия для страны или страна
для Армии // Огонек. 1990. № 5.
66
тро встал вопрос об оказании воздействия на формирование
психологии, лишенной агрессивного насилия. В самом деле, создав огромную и
бесконтрольную ядерную военную машину, в недавнем прошлом страна оставалась своего
рода пугалом цивилизованного мира, сплотив против себя серьезную коалицию
других держав.
Эти проблемы становились тем более
актуальны еще в связи с тем, что высшая часть командного состава вооруженных
сил, стремясь сохранить свои привилегии и пытаясь сорвать открытое и честное обсуждение
военных проблем, не хотели отказаться от отживших стереотипов, прибегая к
сокрытию информации, секретности, личной дискредитации критиков, прямыми репрессиями
оппонентов, осмеливавшихся говорить правду.
Здравомыслящая же часть общества сразу поставила
вопрос о демократизации военного механизма и поэтапном переходе на регулярную
профессиональную армию меньшей численности, построенную на добровольной основе
вступления в ее ряды. Промежуточным решением предлагалась альтернативная
военная служба. Эти вопросы были подняты рядом независимых миротворческих и общественных
организаций. Отказ от службы в армии по религиозным соображениям и мотивам
совести стал одним из наиболее актуальных.
В постановке всех этих острых вопросов болезненным
толчком послужила и война в Афганистане. Независимые и гонимые группы антимилитаристов
и правозащитников, которые еще с начала 80-х годов отстаивали право на альтернативную
службу в армии и подвергались за это репрессиям, стали рассматривать
законодательные возможности решения этого вопроса.
За прошедшие восемь лет небольшая группа
"Доверие" приобрела черты определенного пацифистского движения, группы и отделения которой в начале перестройки существовали
в Ленинграде, Львове, Киеве, Чернобыле, Куйбышеве, Баку, Риге, Саратове,
Выборге, образовалась даже независимая от Москвы группа в Париже.
Достаточно широкий спектр деятельности и целей движения,
изложенный в "Декларации принципов", включал в себя такие
67
первоочередные задачи, как борьбу за введение
альтернативной гражданской службы, разоружение, демилитаризацию общества и
требование реализаций прав человека.
По словам одного из руководителей Группы Юрия Краснорутского, "Доверие" не является
политической организацией, хотя, конечно, участники движения, придерживаются
определенных политических убеждений (от либерально-демократических
до зеленых).
Вместе с тем антимилитаристская направленность и
правозащитная деятельность — стержневое направление. Так, весьма серьезным и
важным аспектом стала новая программа группы "Доверие", целью которой
было содействие демократизации армии. Программа предполагала работу над
проектом демократических законов об армии и
альтернативной гражданской службы, создание "Союза отказников СССР".
В конце 1990 г. в Москве на встрече участников ряда
миротворческих, правозащитных и молодежных организаций было учреждено
"Движение за демилитаризацию", которое рассматривало существующую
систему всеобщей воинской обязанности как один из основных методов насаждения
милитаристского сознания, в первую очередь, среди молодежи. Целью
"Движения" было "преодоление сложившегося в обществе культа
насилия, выражающегося во всеобщей милитаризации, доминировании военных
приоритетов над социальными..." Важнейшей задачей
провозглашалось немедленное введение альтернативной гражданской службы для тех, кто не мог служить в армии по
мотивам совести126.
Началась борьба независимых движений мира и за ядерное
разоружение, и в частности против испытаний ядерного оружия в СССР.
Начиная с 20 августа 1949 г., когда
на только что созданном ядерном Семипалатинском полигоне в Казахстане была
испытана первая советская атомная бомба, а с 1954 г. начали проводиться
испытания на Северном полигоне на островах Новая Земля, в СССР за небольшим
исключением (периода моратория 1989 г.) не прекращаются испытания этого
страшного оружия массового уничтожения людей.
——————————
126 Megapolis Express,
1990, № 33, 22 nov.
68
Так, только с 1981 по 1990 годы на ядерных полигонах
было проведено 714 ядерных взрывов. В одном Казахстане их было 467, на Северном
полигоне — 131. Если же учесть и 115 (с 1963 г.)127 подземных
взрывов в мирных целях, то можно представить не только впечатление простых
людей на мощное бряцание оружием, но и ограбление советского народа
и загрязнение окружающей среды.
Сколь бы не доказывали лидеры военно-промышленного комплекса
стратегическую необходимость продолжения ядерных испытаний, они уже принесли
неисчислимый вред и создали необратимую экологическую угрозу населению этих
регионов, к здоровью которого государство проявило полное равнодушие.
На волне народного противостояния ядерным взрывам в
феврале 1989 г. в Казахстане родилось антиядерное гуманистическое движение
"Невада-Семипалатинск", которое выдвинуло программу запрета
производства, испытания, разработки новых видов оружия массового уничтожения;
сокращения имеющихся арсеналов к 2000 году до нуля.
В декабре 1989 г. в Семипалатинске состоялся общественный
суд над военным ведомством, ответственным за деятельность ядерного полигона, на
котором многократные ядерные испытания были признаны нарушением прав народа и
человека, а правительство СССР — призвано к одностороннему мораторию.
Лидер этого движения писатель и народный депутат СССР О.Сулейменов заявил, что борьбу за мир "мы начинаем в
собственном доме, потому что слишком долго боролись за мир во всем мире. Пусть
каждый начинает со своего дома. Мы хотим, чтобы замолчали все полигоны", и
внес в Верховный Совет в качестве законодательной инициативы законопроект о
запрещении производства, испытаний ядерного оружия128.
К этому же направлению можно отнести и организацию
"Сопротивление насилию", возникшую в Алма-Ате и ряд других.
Началось антиядерное движение и на Севере страны. От
ядерных взрывов на Северном полигоне все окружающие земли
——————————
127 Правда. 1990. 24 октября.
128 Аргументы и факты. 1990. № 31.
69
оказалась зараженными
радиоактивным загрязнением. Мурманская и Архангельская области нуждаются в
экологической помощи природе и человеку.
Планы переноса из Семипалатинска на Новую землю испытаний
ядерного оружия вызвали протесты советских представителей "Гринпис" и
попытки захода судна "Гринпис" в район о-ва Новой Земли в октябре
1990 г., которое было выдворено из территориальных вод СССР.
Коренные жители тундры протестовали против секретности
военного ведомства, которых, как и представителей областных Советов, не допускали
на Новую Землю.
После подземного испытания ядерного
взрыва 24 октября 1990 г. на Новой Земле на следующий день народный депутат
СССР, активист движения "За безъядерный Север", А.Выучейский
призвал к массовым митингам за запрещение ядерных испытаний на Новоземельском полигоне, к отставке ряда членов
правительства за обман народа и выполнению правительством обещаний по этим
вопросам. Ассоциация ненецкого
народа "Ясавэй" и движение "За
безъядерный Север" заявили, что, если не будет найдено понимание у правительства
СССР, то они намерены обратиться за помощью к ООН и ряду зарубежных стран для
проведения экологической экспертизы на Новой Земле129.
Объявленный президентом Горбачевым в октябре 1991 годичный мораторий на термоядерные
взрывы на Новой Земле, однако не решил вопроса о
взаимоотношениях с военными и последующими
испытаниями. Захочет ли Россия оставить действующий полигон для поддержания
ядерного потенциала страны? Однако антиядерное движение набирает силу — звучат
требования закрыть полигоны, избавить население от ядерного страха,
демилитаризации северных морей, перенасыщенных оружием и опасными
отходами130. Новым явлением в антиядерном движении стало появление
организаций знаменитой международной "Гринпис", которые совместными
усилиями пыта-
——————————
129 См.: Комсомольская
правда. 1990. 13,17,26 октября. Правда. 1990. 13 ноября.
130 См.: Известия. 1991. 29
октября.
70
лись помешать ядерным испытаниям на Новой Земле, придать
гласности "кладбища" радиоактивных отходов возле берегов Камчатки и
других опасных точках. Судна "Гринпис" неоднократно останавливались
советскими пограничниками и стремились не допустить контактов советских
"зеленых" с зарубежными единомышленниками
хотя бы в нейтральных водах. Несмотря ни на ни что, послы
мира продолжают свою акцию "За безъядерные моря"131.
Жизнь в атмосфере углубляющейся демократизации и
растущей гласности высветила и такую больную армейскую проблему, как групповые
и служебные преступления в вооруженных силах, которая из
чисто армейской превратилась в политическую.
Попрание в армии основного права человека — права на жизнь
— явилось следствием нравственного разложения и бездуховности
общества, готового к насилию и подавлению инакомыслия. Пагубно сказалось
принуждение к службе в армии и лиц с подорванной психикой, и ранее осужденных и
практически не знавших русский язык. Внутриармейские неуставные отношения, так
называемая "дедовщина" и "землячества" привели к гибели тысяч
молодых солдат. Так, по данным социологов, в армии СССР ежегодно погибало 3-4
тысячи военнослужащих. Помимо убийств, самоубийств, это была гибель и из-за халатности,
непрофессионализма. 20 тыс. солдат (не считая Афганистана) погибло за 5 лет перестройки132.
Все эти преступления стали источником
формирования с 1989 г. сначала в Прибалтике, а затем практически во всех
крупных городах СССР независимого женского (первоначально) движения — комитеты
солдатских матерей, члены которых выступили против армейских преступлений,
укрывали дезертиров, бежавших от "дедовщины", ходили по инстанциям,
спасали своих сыновей, становились мстительницами за погубленных в армия детей.
Члены таких организаций, как Комитет солдатских матерей, "Движение против насилия",
Всесоюзный совет родителей военнослужащих и др. обивали пороги Министерства
обороны и Главного политического управления, работали с письмами исстрадавшихся
матерей и страждущих помощи солдат, расследовали армейские преступления.
——————————
131 Куранты. 1991, 21 июня.
132 Европейские ведомости. 1990. № 1. Правда. 1990. 6 октября.
71
В российских городах проходили митинги матерей и
отцов, приходивших со своим горем к зданиям министерства обороны и военкоматам
в поисках правды, сочувствия, человечности, с ненавистью к насилию, жестокости
и бессердечию133.
Министерство же обороны в своих огромных мраморных и
неприступных особняках держало от матерей глухую оборону. В письмах в Верховные
Советы СССР и РСФСР, Президенту СССР солдатские матери не только взывали к
состраданию, но и требовали коренных перемен в Армии, альтернативной военной
службы. Приняв делегацию солдатских матерей и отцов, Президент СССР сказал, что
ему "непросто вести этот разговор"134.
В начале сентября 1990 г. в Москве проходил Всесоюзный
съезд родителей солдат и матросов. Черная одежда поседевших женщин, траурные
фотографии погибших детей, искалеченные молодые воины — такова была его
трагическая атмосфера.
Только в ноябре 1990 г. указом Президента СССР была
образована специальная комиссия по проверке объективности и полноты
расследования причин гибели и травматизма военнослужащих и военных строителей в
мирное время.
Президент СССР 5 мая 1991 г. впервые принял в Кремле
почти полгода добивавшихся аудиенции представителей Специальной комиссии по
проверке объективности и полноты расследования причин гибели и травматизма
военнослужащих и военных строителей в мирное время. В ходе беседы, которая
продолжалась 2,5 часа, Горбачев распорядился создать при президенте СССР общественно-государственный
комитет для контроля за соблюдением прав
военнослужащих при прохождении ими действительной военной службы135.
——————————
133 Например, 26 октября 1990
г. состоялся пикет у Московского городского сборного пункта, когда в течение
нескольких часов 105 пацифистов не пускали на его территорию автобусы с армейским
пополнением, ложились под колеса машин, жгли военные билеты и повестки, вели
переговоры с военным комиссаром Москвы (Московские ведомости. 1990. № 8).
134 См. Огонек. 1990. № 47.
135 Правда. 1990. 16 Ноября; Известия. 1991, 12 января; Коммерсант
№ 19. 13 мая 1991 г.
72
На состоявшемся в октябре 1991 г. съезде солдатских матерей
были выдвинуты требования немедленной реформы вооруженных сил, введение территориального
принципа прохождения военной службы, широкий доступ в воинские части депутатов
и представителей комитетов солдатских матерей, выплата
компенсаций, ликвидации военных прокуратур, дисциплинарных батальонов136,
амнистии дезертирам. Хотя драматическая борьба с армейским беспределом со стороны
родителей военнослужащих и привлекла внимание общества к трагедии народа и
армии, однако гибель и травматизм продолжались. Дело было не только в том, что
преодолеть насилие в огромной армии сразу невозможно, потому что оно накапливалось
годами в обществе, пронизанном насилием, но еще и потому, что само Движение было расколото на различные группы, противостоящие
друг другу, которых циничные политики стравливали между собой.
Новым и важным направлением антимилитаризма стало
движение отказников от воинской службы в советской армии. Причины этого массового
"пацифистского синдрома" были различны. В республиках Балтии, Грузии,
Молдове, где отказ от службы в Армии был довольно значительным, был связан с национальными
чувствами и рассматривался как отказ от службы в советской армии, которая воспринималась
многими, как армия оккупантов. Поэтому, если можно так сказать, этот национально-пацифистский
синдром не был абсолютным, а, например, соотносился с нараставшим процессом суверенизации
республик Советского Союза. Другой причиной, характерной для всех республик, включая
Россию, был разгул преступности, в армии, который породил огромное количество
дезертиров, а потом и отказ от службы по мотивам совести137.
Важной причиной было возрождение религиозно-пацифистских
конфессий, которые издавна боролись за право отказа от службы в армии по
религиозным соображениям.
——————————
136
Российская газета. 1991. 5 сентября.
137
Coppieters В. Conscientions objection policies and the Soviet national ethos. Рукопись 1992.
73
Проблема отказа от воинской присяги, неявка в
военкоматы во время набора в армию, дезертирство, породили значительное противостояние
в обществе между отказниками и матерями с одной стороны, и генералитетом и
правительством с другой. Затяжной конфликт по поводу отказников
и вопроса о введении альтернативной воинской службы практически не решался в
связи с мощью военно-промышленного комплекса, недосягаемостью для простых людей
военной прокуратуры, ставшей бездушной машиной для сокрытия преступлений в армии,
силой его пропагандистской машины, представлявшей Армию в розовом свете и призывавшей
к ложно-патриотическому чувству, основанному на пропаганде насилия.
Правительство же, зависимое от генералитета, постоянно
лавировало между военноначальниками и солдатами-отказниками
и их матерями. Хотя проблема и признавалась, в годы перестройки правительство
СССР не приступало к ее решению, хотя при Верховном совете и существовали
определенные группы, которые приступали к разработке Закона проекта альтернативной
гражданской службы. Поэтому и советская дипломатия в Комиссии по правам
человека ООН и в 1987 г. и в 1989 г. стала воздерживаться, а не голосовать против по вопросу об официальном
признании отказа от воинской повинности, демонстрируя мировому сообществу плоды
нового политического мышления.
С конца 80-х годов стало возрождаться толстовское движение,
в котором идеи активного ненасилия имеют приоритетную роль.
Началом его становления можно считать первый и второй
"Яснополянские походы в поисках Зеленой палочки" в 1989 и 1990 годах,
в которых участвовали не только почитатели творчества Толстого, но и
последователи взглядов великого мыслителя из многих российских земель,
различных слоев общества, неформальных движений и др.
В результате походов было создано толстовское общество
СССР, Яснополянский фонд согласия, Московское и Киевское толстовское общества.
Первый этап формирования движения был связан с
просветительскими задачами и выдвигал в качестве объединительной
74
программы девизы: "За ненасильственный мир, за единение,
за экологию, за бессмертие человечества". Он способствовал диалогу
современников с Толстым, более глубокому постижению его духовного наследия, его
философии активного ненасилия. Огромную роль в становлении толстовского движения
сыграл такой уникальный и животворный источник распространения и сохранения для
человечества толстовской духовности — музей "Ясная Поляна", объединивший
вокруг себя и собиравший по крупицам со всей России честных и искренних
последователей Толстого, как совести российской нации138.
Силами энтузиастов было воссоздано
издательство "Посредник", велась подготовка к изданию "Голос Толстого",
"Единение", которые ставили своей целью переиздавать насильно забытые
труды Л.Н.Толстого, такие как "В чем моя вера",
"Царство божие внутри нас" и др. Приступили к изданию газет "Яснополянский
вестник", "За выживание", в целях пропаганды взглядов Толстого и
его сторонников.
"Возрождение толстовских идей, — говорил председатель
Московского толстовского общества А.Горелов, — это
закономерный этап развития нашего общества по пути ненасилия и демократии"139. Бесспорно, что идеи толстовской ненасильственной
альтернативы, возрожденные к жизни в конце 80-х годов, стали импульсом создания
новых движений снизу и привлечения к "огоньку" толстовских идей и
многих других близких к пацифизму движений. Так, в Туле
в 1990 г. было создано общество
"Мир без насилия", основанное на нравственных ценностях толстовского учения.
Близка к толстовским идеям милосердия и любви Ассоциация "Моральное большинство", Тверская "Народная
дипломатия", Ассоциация "За мир и выживание человечества" и др.
Стали возвращаться через века на Российскую землю
оставшиеся духоборы. Они, покидающие Сибирь, Кавказ, Крым, Узбекистан,
расселялись в Тульской области, сохранив почта через
——————————
138 См.: В.Ремизов.
Заповедник нашей духовности. Яснополянский вестник. 1989.
139 Интервью 26
ноября 1990 г.
75
200 лет сопротивление имперскому и идеологическому
давлению свои пацифистские принципы, трудолюбие и аскетизм. Создав общину им. Л.Н.Толстого, духоборы живут с верой в пользу своего труда,
не претендуя ни на какую мессианскую роль и считая Толстого своим духовным наставником140.
Стали возвращаться на землю своих предков общины духовных христиан-молокан,
сохранившие духовный потенциал, нравственную преемственность, прочный жизненный
уклад, основанный на ненасилии и любви141.
В целом важно отметить, что религиозный ренессанс 80-х
годов, движение на пути к свободе совести и терпимости открыли возможности к возрождению альтернативных идейных религиозных
систем и, в частности, религиозного пацифизма. Возрождалась церковь евангелистских
христиан-баптистов, насчитывавшая около 300 тыс. человек, издается её газета
"Протестант", открываются воскресные школы и христианский Университет.
После долгих лет ожидания ожила церковь христиан-адвентистов 7-го дня, которая
создала свой учебно-административный центр в Тульской области. К началу 80-х
годов в стране насчитывалось свыше 34 тысяч адвентистов, объединенных в 500 поместных
общин. Возрождается меннонитская церковь, получает
свои права и старообрядчество142.
Возвратилась в Россию в июле 1991 религиозно-благотворительная
организация "Армия Спасения", готовая служить во имя человеколюбия и помощи
ближнему. В свое время в 1913-1923 гг. солдаты Армии
Спасения, называвшиеся "спасенцами", открывали
приюты для сирот и инвалидов, бесплатные столовые, пункты помощи нуждающимся.
Эти же задачи стоят перед Армией и сегодня. Проповедуя ненасилие и милосердие,
любовь и взаимопомощь, спасенцы открыли воскресную
школу, бесплатную столовую, пункт распределения одежды и т.п.
——————————
140 См. Известия, 1991. 11 марта. Неделя, 1991. 18-24
марта. Куранты. 1991. 8 мая.
141 См.: Megapolis-Express, 1991. 4.VI.
142 На пути к свободе
совести, С.355,356,360,361.
76
Заметной гуманистической и культурной силой общества
становилось рериховское движение, начавшее
формироваться в 70-е годы и прошедшее катакомбный период, когда только за
чтение книг "Живой этики" подвергали общественному остракизму. Книги
"Живой этики", появившиеся в результате сотрудничества группы
индийских философов с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами еще
в 20-30-ые годы, посвященные законам Космоса, космической эволюции человека,
утверждали идеи ненасилия и культуры любви и доброжелательства и отвергали
агрессию и ненависть, раздражение и злобу. Высокодуховное творчество Н.К.Рериха, выводящее уровень этических законов человечества
на уровень универсальной религии, давала возможность людям заполнить духовный
вакуум и проникнуть в духовное начало общечеловеческой культуры. "Подавление естественного развития человеческого духа,
насаждение мифической государственной идеологии, разрушение истинной культуры и
создание взамен псевдокультуры, служащей рычагом государственной
власти, отторжение народа от источников мировой информации, поощрение невежества
и худших качеств человеческой натуры, привели к самым печальным результатам и,
главное, к резкому отставанию от развития планетарной культуры", — говорилось
в Обращении руководства советского фонда Рерихов к рериховским
обществам и организациям в марте 1991 г. Возрождение культуры
как великого объединяющего начала, сотрудничество с миротворческими и культурными
движениями, популяризация духовного наследия Рерихов — главные успехи возрожденного
рериховского движения, ставшего неотъемлемой частью
ненасильственной традиции России143.
В определенной мере частью российского миротворческого
движения становились некоторые партии, в программах которых фигурировали
антимилитаристские, пацифистские мотивы. Так, в Конфедерации Анархо—Синдикалистов
(КАС) еще при обсуждении программы всесоюзной антиавторитарной организации
(будущей КАС) документ потерял типичный для традиционного анархизма воинствующий
дух. Вместо прошлых требований всеобщего воо—
——————————
143 См.подробно:
Советский фонд Рерихов. Информационный бюллетень. 1991. № 2.
77
ружения народа КАС стала выступать за максимально возможную и
постепенную ликвидацию вооружений. Даже в программе-минимум
принятой на I съезде КАС в 1989 г., была подчеркнута необходимость
резкого сокращения армии и переноса центра тяжести оборонной политики в
милиционные формирования типа национальной гвардии.
В ходе теоретических дискуссий КАС в мае-октябре 1989 г.
возобладала тенденция сторонников активного ненасилия, результатом которой стало
принятие на совещании представителей анархо-синдикалистской прессы ряда
пацифистских и миротворческих резолюций, в том числе и обоснование необходимости отказа в одностороннем порядке от
ядерного оружия.
С 1989 г. КАС активно сотрудничала с другими
миротворческими организациями (в рамках международной программы "Некст стоп СССР"), проводила совместные пацифистские
акции. 23 февраля 1990 г. КАС провела антимилитаристский митинг в Москве.
Первый номер анархо-синдикалистской газеты "Здравый смысл" был
специально посвящен проблемам антимилитаризма и пацифизма.
В феврале-марте 1990 г., как реакция на пацифистские тенденции,
усилилось направление, выступающее за социальное насилие (часть анархо-коммунистов, анархо-радикалы). Однако на II съезде КАС после бурной дискуссии было принято
решение о том, что членство в КАС несовместимо с пропагандой физического насилия
как метода преобразования общества.
КАС настойчиво выступала против существующей структуры
советских вооруженных сил, вместе с другими организациями группы участвовали в
кампании против осеннего призыва 1990 г. По словам члена редакции
анархо-синдикалистского вестника "Община" А.В.Шубина,
КАС и в дальнейшем считает необходимым бороться против милитаризма, важнейшей
опоры авторитарности общества144.
Антимилитаристские и пацифистские тенденции характерны
для многочисленных экологических и Зеленых организаций страны, таких как
"Социально-экологический союз", "Спасем мир и природу",
"Гринпис" и др. Среди
организуемых выступлений — ком-
——————————
144 Интервью 2 января 1991 г.
78
пании протеста против ядерного оружия, загрязнения
окружающей среды и др. военных объектов. Одной из примечательных организаций,
которая синтезирует в своей программе экологические и антимилитаристские
аспекты, является Тенденция Зеленая альтернатива — левое крыло в Партии
Зеленых, созданная в 1990 году.
Если не сводить Зеленую политику исключительно к
частичным улучшениям состояния окружающей среды, а понимать ее как движение за
создание новой, принципиальной альтернативной модели жизни общества, где не
было бы условий и возможности для экологических разрушений, то ясно: Зеленые
представляют собой последовательную антимилитаристскую силу.
С точки зрения Зеленой альтернативы причины нынешних
экологических и экономических проблем, разрушения человеческой личности и войн
— одни и те же. Это стремление человека к неограниченному господству над всем
окружающим миром — над природой и другими людьми (а в
конечном счете — посредством рационализации бытия и мышления — над самим
собой). Поэтому Зеленая Альтернатива видит корни милитаризма в господствующей
модели общества, основанной на господстве, подавлении и эксплуатации. Только
его устранение и переустройство всей, жизни на альтернативной основе может раз
и навсегда покончить и с ядерным вооружением и с ядерной энергией, и с горами
накопленного оружия и со свалками промышленных и радиоактивных отходов, и с
милитаризмом и с экологическим и личностным кризисом.
Зеленые выступили за мир без господства и без оружия как
средства этого господства. Зеленые считают, что все решения о вооружении или
разоружении, об увеличении или уменьшении военной угрозы принимаются теми, кому
принадлежит власть — военными и блоками, которые игнорируют волю и интересы
людей.
Сознание того, что милитаризм, порожденный
"обществом господства" в конечном счете
может быть искоренен только с ним самим, не помешало Зеленым вести борьбу
против любого нового ядерного объекта, любой милитаристской авантюры.
Для Зеленых демилитаризация — глобальный процесс. Они
выступают за всемирное уничтожение ядерного оружия, за безъя-
79
дерную Европу (что включает и отказ
от использования атомной энергии в так называемых "мирных целях"), за
уничтожение всего бактериологического и химического оружия, за вывод
иностранных войск со всех чужих территорий, где они размещены, роспуск всех военных
блоков (прежде всего СВД и НАТО), всеобщее прекращение экспорта наступательного
оружия и ядерной технологии, за конверсию военной промышленности. Они полагают также, что демилитаризаций должна
начинаться в собственной стране. Это тем более важно, что Советский Союз
являлся военной сверхдержавой.
Программные требования Зеленой альтернативы — левого
крыла Зеленых — были сформулированы в проекте Декларации, утвержденной в ходе
встречи в июне 1990 г. в лагере протеста против Балаклавской
АЭС: "Мы требуем, чтобы ядерные державы незамедлительно в одностороннем
порядке разоружились и перешли к непровоцирущей, размещенной
в собственной стране обороне, на основе сочетания добровольной милиции, лишенной
средств массового уничтожения, и ненасильственной социальной самообороны. Имперские
армии должны быть распущены, а средства, сэкономленные в военной сфере, обращены
на социальные нужды и экономическую реконструкцию"145.
Антимилитаристские и пацифистские мотивы были присущи
деятельности советской части Транснациональной Радикальной партии, члены
которой полагали невозможным победить зло в границах одной страны, а только
лишь объединив усилия на транснациональном уровне. Партия выдвигала
единственным институтом утверждения в мире "жизни права и права на
жизнь" ненасилие и уважение гражданских и политических прав человека. Партия выступала за признание
права на отказ от воинской службы, введение альтернативной гражданской службы, за
отмену смертной казни. В ее программе отчетливо звучали и идеи всемирного
федерализма — создание Соединенные штатов Европы, как сообщества граждан.
Близки этим идеям были взгляды
членов "Партии мира", которая призывала к созданию единого общечеловеческого
государства — Союза мира (или Соеди-
——————————
145 Интервью с В.В.Дамье, сопредседателем
Московской партии Зеленых, сторонником тенденции Зеленая альтернатива, 21
января 1991 г.
80
ненных штатов мира) основанного на
Международной декларации прав и свобод человека, упразднении коммунистических
диктатур, примирении правых и левых сил146.
Одной из организаций, включивших в свои программы антимилитаристские
принципы, была Ассоциация "Гражданский мир", созданная в 1990 г. и
ставившая своей целью содействовать "миротворческой деятельности
правозащитных демократических и других общественных движений во имя построения
ненасильственного, гуманного сообщества людей"147.
Главным направлением ее деятельности стала подготовка X Конвента за ядерное разоружение в Москве, идея созыва
которого представлялась многим западным пацифистам фантастической. "Мы все
стремились в Москву, — говорил лидер Движения за ядерное разоружение Э.Томсон. — Пора воздать должное усилиям советского народа
и начать вместе работать в единой неделимой Европе во имя нашего будущего"148.
Состоявшийся в Москве 14-17 августа 1991 г. X Конвент
Европейского движения за ядерное разоружение имел важное
значение для дальнейшего становления и укрепления независимых
миротворческих российских организаций, их включения в международное движение
мира. В этом смысле Московский Конвент, включавший представителей антивоенной
общественности не менее 30 стран и более 50 международных и национальных
миротворческих организаций, создал неуловимую атмосферу общечеловеческой
высоконравственной общности неделимого мира противников войн и насилия.
Нельзя не согласиться со словами международного
секретаря Комитета по связям Сильвии Монтран, которая
подчеркнула, что: "до последнего времени у нас не было возможности
контактировать с советскими людьми. А теперь мы будем создавать свои проекты
вместе. Нам очень важно понять, что происходит в со-
——————————
146 Общая резолюция конференции Транснациональной
Радикальной партии стран СНГ (Москва 25-26 января 1992). Партия мира. Манифест.
147 Ассоциация "Гражданский мир". Декларация
принципов. М., 1990.
148 Европейские ведомости. 1990. № 1.
81
ветском обществе с приходом
демократизации. Мы хотели бы
стать частью этого процесса, мы находимся здесь для того, чтобы подумать о
будущем и строить новую Европу вместе".
Трудно назвать точное число возникших к началу 90-х
годов независимых антимилитаристских и миротворческих организаций, движений и
групп, которые в то время представляли собой широкий нерасчлененный поток мира
и ненасилия, ставшего ярким примером невостребованной общественной активности.
В конечном итоге, даже приведенные наши частные примеры
дают основание для их условной классификации: 1) антимилитаристские и
миротворческие объединения, 2) пацифистские организации и
религиозно-пацифистские группы, 3) экономические и женские движения, 4)
интеллектуальные группы, начавшие исследования в области проблем мира и
ненасилия.
Наряду с называвшимися ранее неформальными, а потом
независимыми миротворческими силами, продолжали действовать, меняя свои окраску
и пытаясь приспособиться к новым условиям, прокоммунистические общественные
структуры, целевые установки которых связывались с защитой мира.
Все это многоликое формирующееся
антимилитаристское движение отражало весну горбачевской перестройки, состояние
части общества, отвергнувшего вместе с президентом Горбачевым холодную войну,
ядерную конфронтацию, выступившего против мессианской идеологии и политики насилия
мирового коммунизма и разрушившего коммунистическую военную империю с ее угрозой
ядерным оружием всему миру.
7. На пути возрождения российского пацифизма
В истории, пожалуй, не было более циничной и фальшивой
идеи, известной с времен античности: "Если хочешь
мира, готовься к войне". Эта псевдоистина
неоднократно обосновывала агрессивные доктрины, эскалации гонки вооружений и
способствовала возникновению войн.
Данная концепция "пацибеллизма"
(мира, ведущего к войнам), о которой мы уже писали,
стала неприемлемой и преступной в
——————————
149
Convention END News August 14-th. p.6
82
ядерную эпоху, когда вооруженное ядерное насилие стало
просто абсурдным.
Разговоры ядерных "ястребов" о необходимом и
достаточном количестве ядерного оружия для обороны лишены логики и разума, ибо сколько бы ни оставалось его на ядерных арсеналах,
всегда будет довольно использовать одну или две ядерных боеголовки, или бомбы,
чтобы уничтожить часть человечества и загрязнить остальную среду его обитания.
И если милитаризация международных отношений под
давлением человеческого здравого смысла стала терять свою былую мощь, то это
отнюдь не означало уменьшение роли военно-промышленных комплексов внутри стран,
в том числе и в России, особенно в экономической, политической и духовной
сфере.
Поэтому в целом проблема демилитаризации общества,
развенчания культа вооруженного насилия еще ждет своего решения. Однако военная
сила, остававшаяся в течение вековой истории практически единственным хозяином
человечества, уже более не могла решать вопросы силой оружия.
Тем на менее эти проблемы, остававшиеся болезненными
для России, значительно обострились в начале 1991 г. Вряд ли в обстановке
всеобщей эйфории и завышенных ожиданий весной 1985 г. кто-либо мог предполагать
возможность вооруженного насилия в политических процессах, особенно во
взаимоотношении центрального союзного правительства и республиканских
парламентов. Тем не менее в результате кровавых
столкновений в Тбилиси и Баку, Вильнюсе и Риге и др. городах республиканские демократические
институты оказались беззащитными перед лицом могущественного военно-промышленного
комплекса. Над Россией нависла тень надвигавшейся диктатуры со стороны Центра.
В конечном итоге стратегия
реакционных армейских политиков, думается, была направлена на срыв переговоров
по разоружению, по демилитаризации и объединению Европы, для чего и понадобились,
в частности, вооруженные инциденты в Вильнюсе, в январе 1991 г., которым надлежало
показать неспособность Президента Горбачева к контролю ситуации и, как следствие,
маловероятность реализации уже достигнутых соглашений с Западом. Эта стратегия имела и затаенную цель увеличения военных
расхо—
83
дов150, — возвращения утрачиваемых
привилегий разбухшего генералитета и безнаказанности высших армейских чинов за
допущенные провалы в военной политике.
Сам же Президент СССР М.С.Горбачев,
став заложником генералов, черных полковников и военно-промышленного комплекса,
провозгласивший в недавнем прошлом принципы ненасилия в своей политике, потерял
доверие у большей части российского общества.
В целом годы перестройки
несмотря на провозглашенные идеи мира и ненасилия были отмечены нарастающим
уровнем конфликтности и разгула насилия, причины которого были заложены в более
чем семидесятилетней истории тоталитарного коммунистического государства.
Разгорался политический конфликт
между народом и партийно-государственной номенклатурой, набирал силу
экономический конфликт между привилегированной властной структурой и нищавшими
слоями общества, между нарождавшимся частным предпринимательством и
монополизированным властным комплексом, нарастало антимилитаристское
противостояние народа и разросшегося реакционного генералитета Армии, КГБ и МВД, могущественного
военно-промышленного комплекса; вспыхнули конфликты между тоталитарным центром,
олицетворявшим коммунистическую империю и республиками; межэтнические распри потрясли посттоталитарное
общество вспышками самого варварского и кровавого насилия.
Проблема насилия зримо становилась одной из наиболее опасных. Провозглашенные на заре перестройки идеи ненасилия были забыты и мало кто собирался брать их в качестве метода
разрешения конфликтов, не говоря уже о стиле жизни.
Типичной реакцией на насилие в советском обществе
всегда провозглашалось ответное контрнасилие, при
котором революционное насилие рассматривалось как нравственное чистилище.
——————————
150 По подсчетам экономистов,
цифра советских военных расходов достигла 200 миллиардов рублей. См.: Селюнин С. У нас получится // Огонек, 1991, №
8, с.14.
84
Другой реакцией на насилие оставалось смирение, страх,
покорность, безоговорочное подчинение коммунистической партократии,
которое приводило к уничтожению человека и лишению его прав и свобод.
Однако большинство советских людей не
знало, что реальным средством борьбы за справедливость и человеческое
достоинство, за понижение уровня конфликтности и цивилизованный путь страны
является метод конструктивного активного ненасилия, как массовая сознательная
ненасильственная борьба, мотивированная человеческой совестью151.
Малоизвестное для советского общества, но имеющее
долгую историю ненасилие, включающее этическую убежденность, политику ненасилия
и движения ненасильственного протеста, к началу 90-x годов стало проникать в сознание части российского общества
как альтернатива любому насилию. Хотя нельзя и не отметить вопиющего парадокса
того времени: в России — стране, где родились идеи Л.Толстого,
А.Солженицына, А.Сахарова и
А.Меня, где ненасилие было освящено высокой
духовностью, только незначительная часть общества была знакома с возможностями ненасильственного
диалога, а ученые практически еще не стали разрабатывать проблемы
ненасильственной тирании152.
Между тем изменение общественного сознания происходило
с неимоверной быстротой. Историческая память обновлявшегося российского
общества требовала преодоления насаждавшегося в течение нескольких десятков лет
стереотипа о том, что российская история представляла собой цепь перманентных
революций, восстаний и войн. 0днако, духовные ценности в России формировались
не в результате революционного или какого-либо другого насилия, а во времена
мира и спокойствия.
——————————
151 Об этой см. например: Gene Sharp. The
Politics of Nonviolent Action. Boston: Torters
Sargent 1973; Richard L.Deats. The Search for
Nonviolent Solution // Fellowship. July-August 1991.
152 "Этика ненасилия". М., 1991. Илюхина Р.М. Пацифизм и ненасильственная альтернатива // Принципы
ненасилия. М., 1991.
85
Поэтому одним из важных аспектов восстановления
гуманистического облика российской цивилизации и включения ее в европейскую и
миротворческую семью народов стало возрождение ее ненасильственной традиции, представители
которой выдвигали идею создания могучей духом, но не оружием России.
В массовом сознании идея ненасилия, всегда связанная с
идеей мира, воспринималась у части антимилитаристских сил не только как ограничение
милитаризма и отсутствие войны, но и как мир без насилия. Поэтому пацифистское
видение мира, терпимость, ненасильственная альтернатива насилию, стала обретать
своих сторонников и прежде всего среди небольших групп интеллигенции и в
религиозных кругах.
В широком нерасчлененном антимилитаристском движении к
лету 1991 постепенно стало формироваться небольшое по числу последователей пацифистское
крыло. Пацифистские группы, не имевшие широкой социальной основы, первоначально
возникали среди последователей Л.Н.Толстого, Рерихов,
части антимилитаристов, интеллектуальных групп философов, историков и
писателей, религиозно-пацифистских кругов.
Возникшие к началу 90-х годов из
толщи народа независимые пацифистские, близкие к пацифизму и религиозные
общества и организации, стремившиеся возродить ненасильственную традицию России
и стали основой воссоздания российского общества мира, как независимой
общественной пацифистской коалиции, опирающейся на гуманистические и
христианские нравственные ценности, возрожденные пацифистские идеи начала века,
взгляды Л.Н.Толстого, А.Д.Сахарова
и Рерихов. В 1991 г. началась подготовка к возрождению
Российского общества мира, как непартийной мирнической
коалиции, строящейся на принципах активного ненасилия и радикального антимилитаризма,
как координационного центра деятельности пацифистских организаций, стремящихся
к миру без вооруженного и политического насилия.
Возрожденное к жизни 13 апреля 1991 г. Российское
общество мира, основанное на традициях российского пацифизма, толстовства и
пацифистского протестантизма, уничтоженных системой тотального насилия,
стремилось к достижению гражданского согласия в России и Всеобщего мира в
мировом сообществе ненаси-
86
льственными, т.е. правовыми, социальными и этическими методами, к
возвращению России в семью европейской цивилизации на началах отказа от насилия
и признания ценности человеческой жизни и прав человека, фундаменте гражданской
демократии, доверия и всеобщей безопасности ООН153.
Российские пацифисты полагают, что возрождение и
спасение общества в изменении позиции человека к природе и самому себе, в его
чувстве глобальной моральной ответственности, которая выше политики, и
экономики.
Фундаментальные перемены в общественной жизни связаны прежде всего с формированием нового ненасильственного
сознания личности. Отсюда и та огромная роль, которая отводится научным
исследованиям, образованию и просвещению в духе ненасилия и радикального антимилитаризма
под девизом "мир в душе", "мир в семье", "мир в стране",
"мир в мире". Российское общество мира разработало обширную
программу, включающую фундаментальные исследования, популярные книги, учебники
для школ и вузов под общим названием "Ненасильственная альтернатива XXI в.", которая способствовала бы возрождению
российской духовности и ненасильственного самосознания. Она включает, например,
подготовку таких трудов как "Российский пацифизм. История и современность".
"Протестантизм против насилия". "Философия мира". "Теория
и практика ненасилия в XX в."
Российские пацифисты считают, что возрождение и
популяризация христианских и социальных взглядов великого российского поборника
идеи активного ненасилия Л.Н.Толстого, является
приоритетной целью просвещения в России. Поэтому ближайшей задачей была
признана подготовка фундаментальных трудов, таких как "Толстой и проблема
ненасилия", "Русская философия и Лев Толстой", "Толстой и
христианство". В этом смысле возрождение толстовского движения как основы
российского ненасилия является очень важным компонентом пацифизма.
——————————
153 См.: Манифест Российского
общества мира. М., 1991. Информационное письмо о создании Российского общества
мира.
87
Важной стороной деятельности Общества стало
просвещение в целях "морального разоружения", т.е. освобождения
сознания от бацилл агрессии и зла, ненависти и образа врага, формирование
"мира в душе" молодого человека, укоренения в ней терпимости и
сострадания, совести и добра, прощения и покаяния. В этих целях Российское
общество мира предполагает начать подготовку "Учебника мира для
школ", "Книгу чтения для детей о ненасилии", учебник "Социально-политические
концепции мира" для вузов, популярные брошюры серии "Апостолы ненасилия",
заняться переводом и публикацией книг о ненасилии ведущих западных теологов,
ученых и практиков154.
Уже в настоящее время ряд пацифистских организаций
начали проводить семинары с тематикой ненасилия и роли ненасильственных акций,
организовывать воскресные христианские и толстовские школы, открывать
факультеты ненасилия в лицеях, читать лекции и проводить уроки о ненасилии для
юношества. Однако это были и есть только первые шаги, которые отмечены большими
трудностями, сопротивлением бюрократических слоев, непониманием самих идей во
властных структурах и народе.
Эти вопросы заинтересованно и остро обсуждались на
секции "Инициативы и движения мира в целях утверждения ненасильственной
альтернативы Советского общества", организованной Российским обществом
мира на X Конвенте за ядерное разоружение. В выступлениях
обсуждались различные пути возрождения и деятельности российских пацифистских
организаций.
Участники секции и Российское общество мира с большим
энтузиазмом поддержали предложение известного японского пацифиста Тарасава из японской Всемирной бригады мира о создании в
России международного центра ненасилия и мира им. Л.Н.Толстого
наподобие центров М.Л.Кинга в США и М.Ганди в Индии. Эта идея была также поддержана и
представителями Квакерской службы мира, Международного бюро мира,
Интернационала противников войны и другими организациями. Предполагалось, что Центр
мира и ненасилия смог бы объединить российских пацифистов, содействовал бы
просвещению и образованию в целях ненасилия, органи-
——————————
154 См.: Программа
Российского Общества мира. М., 1991.
88
зацию семинаров по технике ненасильственных акций, формированию
международных бригад ненасилия, которые бы направлялись в конфликтные зоны СССР,
образованию центров ненасилия на всей территории страны.
Вместе с тем, члены Российского общества мира
организовали заседание "круглого стола" "Россия-Европа: Вчера,
сегодня, завтра...", прошедшего 15 августа в здании Российского
парламента, где встретились участники Конвента и народные депутаты России,
представлявшие различные политические партии и течения. На "круглом
столе" в выступлениях, репликах, вопросах говорилось о взаимосвязях России
и Европы, о будущем месте России в европейской политике, о роли российских парламентариев
в возвращении России в сообщество цивилизованных народов, о препятствиях,
стоящих на этом пути, о взаимоотношениях М.С.Горбачева
и Б.Н.Ельцина и мн. др.
Российское общество мира стремилось в дни Конвента как
можно больше рассказать его делегатам о новой демократической России и ее лидерах, о готовности членов Общества ответить на
социальные вызовы бурного времени ненасильственными акциями и всеми силами
способствовать созданию всеобщего мира без насилия и войн.
Решение общих проблем ненасилия и антимилитаризма мозаично
складывается из подходов к различным вопросам в деятельности общества. Так, одним из наиболее животрепещущих оставалась проблема
антимилитаризма, альтернативной военной службы и защиты прав солдат в армии,
которой активисты Общества придавали большое значение и не переставали
проводить в 1990-1991 гг. ненасильственные акции на улицах и площадях российских городов.
14 сентября 1991 г. в рамках параллельных мероприятий Международного
III Совещания Конференции по человеческому измерению по
инициативе Религиозного общества друзей и Российского общества мира состоялся семинар
"Альтернатива воинской службе и право на отказ от воинской обязанности по
убеждению". В семинаре приняли участие многие российские миротворческие
организации, борющиеся за альтернативную службу в СССР: "Транснациональная
радикальная партия", "Партия мира", "Армия спа-
89
сения", "Движение против насилия",
"Совет родителей военнослужащих", Союз "Щит", "Военные
— за демократию" и др. Представители этих движений и организаций, а также другие
участники в Обращении к правительствам всех стран, и особенно Советского Союза
потребовали принятия закона о праве отказа от воинской службы по религиозным, моральным
и гуманистическим мотивам и возможности замены ее альтернативной службой, исключенной
из юрисдикции военного ведомства. Участники конференции поставили вопрос перед правительством СССР об
амнистии всем лицам, которые за последние 20 лет, отказываясь от несения
воинской службы, дезертировали из армии, подвергались репрессиям и т.д.
Значение этого семинара для российского пацифистского
движения состояло в том, что появилась первая возможность собрать и в какой-то
мере начать координацию разрозненных организаций, выступающих за введение
альтернативной службы в СССР.
Со своей стороны, Российское общество мира,
провозгласившее основной принцип "Мир без насилия", подтвердило главную свою позицию о том, что основанием отказа от
воинской службы служат не только религиозные, но и моральные и гуманистические убеждения.
Российское общество мира еще раз провозгласило, что проблема альтернативной
службы — это часть глобальных проблем: милитаризма и нарушений прав человека.
Поэтому всеобщая воинская обязанность является в большой мере одной из форм
насилия над человеческой личностью. Именно поэтому борьба против насилия
остается приоритетной задачей общества.
Межконфессиональная группа Российского общества мира
выступила с идеей создания независимой межрелигиозной организации с целью
объединения во имя Бога религиозных общин, групп, церквей для возрождения
российской ненасильственной традиции "Мир без насилия".
Религиозные пацифисты считают, что принципы личной
свободы человека, братская любовь и ненасилие, милосердие и покаяние способны
возродить российскую духовность на основе духовного взаимодействия конфессий,
которая стоит поверх религиозных, национальных и политических границ. Дело в
том, что до сих пор,
90
в России церкви и конфессии не создали свои
миротворческие структуры. Пацифистские организации и религиозно-пацифистские конфессии
существуют в отдельности, хотя цели и устремления и тех, и других чрезвычайно
близки друг другу. Поэтому и были выдвинуты идеи возрождения Объединенного
Совета религиозных общин и групп, голос которого столь звонко звучал в начале
20-х годов.
Философской основой духовного единения служат слова
Священного писания: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами
божьими... Так да светит свет вам перед людьми, чтобы они видели Ваши добрые
дела и прославляли Отца Вашего небесного"155.
С другой стороны, залогом к тому стали готовность
властей и части общества считаться с правом на свободу совести и отказ от
господства оголтелого атеизма и безбожия. В целом
пацифистские организации, группы составляют меньшинство в российском
миротворчестве. российские
пацифисты, становясь организованными противниками населения, вступили на
достаточно тернистый путь, т.к. ни одно правительство, будучи военизированной властью,
никогда не испытывало симпатий к пацифистам, чьи идеи расслабляли военную
структуру.
Как и в начале века пока еще
мало приемлют пацифистские идеи разнообразные слои российского общества,
воспитанные в духе насилия и озлобления постоянных материальных дефицитов и
нравственным кризисом общества в целом. Естественно, что равнодушны к пацифизму
и экстремистские радикалы справа и слева, считая ненасильственные формы борьбы
недостаточными в политике.
К тому же пацифистские организации раздроблены, и пока
еще не имеют опыта в создании хотя бы временных коалиций, они лишены какой-либо
материальной основы и зачастую подвергаются прессингу со стороны властей.
Важнейшие вопросы миротворчества и прав человека по-прежнему
обсуждаются на частных квартирах, их возможности для пропаганды мира и
ненасилия не используются, а степень их воздействия на правящие круги ограничена.
——————————
155 Евангелие от Матфея, гл.5.
91
Российские пацифисты считают, что нельзя менять
социально-политическую систему и сформировать открытое общество и вместе с тем
оставлять прежние каналы связей с внешним миром, которые оборудовались
партийной номенклатурой и КГБ. В любой момент при неблагоприятном стечении
обстоятельств они вновь могут забить "окно в Европу". Необходимые новые
люди с новым ненасильственным менталитетом, которые и сплетут новую канву
отношений России с общественностью других стран.
Общество разработало международную программу, основная
задача которой состоит в включении реальных противников
насилия в зарубежное миротворчество, которое уже давно ждало сотрудничества не
с номенклатурными чиновниками, а простыми людьми, которые и формируют народную дипломатию.
Поэтому российские пацифисты стали налаживать новые контакты
и возрождать древние дореволюционные связи с пацифистскими организациями Запада.
Так Российское общество мира возобновило прерванное в 1917 г. членство в Международном
бюро мира, приступило к организации российского отделения Международного Содружества
примирения, Интернационала противников войны и других старейших международных
пацифистских организаций. Российское общество мира тесно сотрудничает с Ненасильственным
Интернационалом, американским отделением Содружества примирения, Обществами
мира различных стран.
Общечеловеческое понимание мира как мира без насилия, пробиваясь
через дебри милитаристского сознания, становится всемирной трансидеологической
основой в подходах к проблемам войны и мира, к глобальному разоружению,
всеобщей безопасности, отношению к воинской обязанности, торговле оружием и пр.
В ядерный век с его угрозой мировой термоядерной
катастрофы, ушли в прошлое представления о справедливой и несправедливой
(ядерной) войне, о фатальной неизбежности вооруженных конфликтов при
империализме, и достижении мира только в результате победы мировой социалистической
революции, т.е. тех теоретических догматов или ложно понимаемых идейных
постулатов, которые разделяли людей. В чем же видят пацифисты национальные
интересы России в международных отношениях? Если подойти
92
к этой проблеме с планетарной и общечеловеческой точки
зрения с позиции безумства ядерной войны, всемирной экологической катастрофы,
нависшей над планетой, то стратегия внешнеполитического интереса неразрывно
связана с антиядерной и экологической деятельностью мирового сообщества.
Поэтому пацифисты выступают за глобальное и
национальное ядерное разоружения, выдвигая лозунг "За безъядерную
Россию".
"Война уничтожится только тогда — писал Л.Н.Толстой, — когда люди не будут принимать никакого
участия в насилии и будут готовы
нести все те гонения, которым они могут подвергнуться за это. Это одно средство
уничтожить войны"156.
Проецируя мысли Толстого на наши дни, подчеркнем, что
внешнеполитическая стратегия соотносится с иным пониманием комплекса
великодержавности. Истинное величие государства определяется не вооруженной
силой и военной мощью, не размерами территории и численностью населения, а
духовностью и материальным богатством его граждан, свободой личности и
ценностью человеческой жизни. Такое понимание великодержавности предполагают
целую систему законов, защищающих ненасильственную альтернативу и человека,
высокий уровень экономического, социального и культурного развития, гражданской
демократии, опоры на любовь и справедливость.
Настало враля, о котором мечтали российские мыслители прошлого и за которое погибали в
молохе вооруженного и политического насилия тысячи пацифистов. Политические
лидеры конца ХХ в. начинают осознавать, что активное ненасилие является одним из
устоев, на котором только и может существовать современная цивилизация, а ненасильственная
альтернатива может осуществиться в рамках и собственного и планетарного Дома.
Пацифизм в ядерную эпоху становится основой современного
миротворчества, а ненасильственные средства сохранения мира между государствами,
народами и людьми — главным методом действий движений протеста против всякого насилия.
Поэтому, отвечая на вопрос "Станет ли пацифизм жертвой собственной победы
в условиях формирования новой цивилизации конца XX в.",
——————————
156 Л.Н.Толстой. Круг
чтения. Т.II. М., 1991. С.276.
93
можно сказать, что, напротив, XXI в. открывает
перед ним новые перспективы.
Когда уже была написана и готовилась к изданию эта
брошюра, и когда мы уже распили последние бокалы с шампанским, прощаясь со
ставшими близкими друзьями — участниками Конвента за ядерное разоружение, на
россиян обрушился трехдневный ужас путча, военного переворота, совершенного
политическими авантюристами, высокопоставленными генералами и партократами, 19-21 августа 1991 года.
Историки еще напишут книги, статьи о попытке этого
государственного переворота. Однако уже сейчас сразу же после разгрома этой
военной авантюры я вновь и вновь убеждаюсь, что проблема мира значительно шире
и масштабнее, чем просто отсутствие войны. Главной антитезой Миру является не только
Война, но в целом любое Насилие над личностью, социальной группой, народом,
которое может поставить человечество на грань глобального конфликта.
Именно эта мысль первой пришла в голову, когда я рано
утром 19 августа, в понедельник смотрела на входившие в Москву танки, воинские
части и слушала чеканные, как воинские приказы, фразы заговорщиков.
Поэтому, мне бы хотелось на последних страницах
поделиться первыми впечатлениями как пацифиста и историка об этом трагическом
времени.
Сегодня и завтра появятся много
героев, которые объявят себя защитниками России и демократии. Поэтому
уже сегодня я вспоминаю две ночи на баррикаде ненасилия в конце моста около
гостиницы "Украина" 20-21 и 21-22 августа, где я имела счастье быть в
то тревожное время.
Поэтому я рассматриваю прошедшие ночи близь
Российского парламента как первую в истории России массовую акцию
ненасильственного протеста простых безоружных людей против милитаристских сил,
совершивших преступный незаконный государственный переворот.
94
Известно, что опыт ненасильственного сопротивления
отдельных людей, групп, народов имеет долгую историю и насчитывает до 200 форм
и методов. Двухсуточное противостояние безоружных танкам и бэтэрам
стало моментом истины и главным подтверждением приверженности москвичей к
демократии. В этом смысле это была вспышка сознания, когда состояние души
человека было как мятущееся море, вспененное волнами ненасильственного
протеста.
Это был исторический опыт будущей ненасильственной
борьбы людей против милитаризма. Это была победа над менталитетом агрессии,
ненависти, революционного насилия, которые за многие десятилетия вдалбивали нам в голову "попы марксистского
прихода".
Вечером 20 августа у меня не было никакой информации о
последних событиях, когда вдруг услыхала по радио глухой загробный голос одного
из российских депутатов о том, что это последняя ночь их пребывания в
Российском парламенте, что начинается штурм Белого дома, что отдан приказ об
аресте президента России.
Я быстро собралась и поехала. На улицах устрашающе стояли
танки. Вся набережная около гостиницы "Украина" была запружена
машинами и людьми. Все напряженно смотрели на другой берег реки, где белело и сверкало
огнями здание осажденного Российского парламента. Но здесь были еще не
защитники, а зрители.
Через мост я пробралась к площади, где стояли танки, экипажи
которых остались верны России. Танки были усыпаны цветами, на них лежали горы
продуктов и сигарет. Народ толпился вокруг костров. Развивались российские
флаги.
Я подошла к танку, на котором стояли молодые люди, а
охрипший оратор призывал мужчин идти в отряды самообороны, спрашивал, если ли
врачи, кто знает какой-нибудь язык народов Средней Азии. Он все время говорил,
что здесь воевать не будут, не будут сопротивляться, что наше оружие ― это
добро, слово и улыбка. Подходившие люди постоянно спрашивали, чем помочь,
бросали деньги в стоящий здесь полиэтиленовый пакет, клали
95
продукты и сигареты.
В какой-то момент он призвал организовать цепочку
матерей на дальней баррикаде в конце моста у гостиницы "Украина",
сообщив, что часть женщин уже ушла организовывать
цепочку на Садовое кольцо.
Совершенно спонтанно я решила, что пойду именно туда.
Я надела на себя плакат с надписью "Российское общество мира" и
вместе со стоящими рядом незнакомыми женщинами закричала: "Женщины
подходите сюда! Идем на дальнюю баррикаду и создадим цепочку матерей и сестер!
Сначала нас было всего человек десять, потом пришло
еще с десяток женщин. Это были Светлана Шамрай из
Донецка, Надя, работник телевидения, Катя и Людмила. Мы взялись за руки и
цепочкой встали впереди трех танков с плакатам
"Солдаты не стреляйте в матерей!"
Люди, которых я видела на защите моста через Москву-реку,
были не те люди, которых я привыкла видеть на многочисленных демократических
митингах. Это были очень простые люди-труженики. Были тут и студенты, и
какие-то парни в черных кожаных куртках, и рокеры (с жуткими прическами),
которые гоняли на мотоциклах "До Голицыно и обратно", являясь, по сути, разведчиками,
много пожилых людей из
близлежащих домов, совсем еще молоденькие восторженные девушки, которые никогда
не видели танков, и, конечно, интеллигенция.
В толпе были не только москвичи, я видела армян,
украинцев, грузин. Много было родителей с детьми. С Кутузовского проспекта
подъезжали машины и останавливались у баррикады. Водители и пассажиры вливались
в наши ряды.
В течение первых трех часов мы напряженно вглядывались
в даль Кутузовского проспекта. Вдруг кто-то крикнул: "Танки!".
Но это был нервный срыв, за огни танков приняли прыгающие желтые огни
светофора, на пересечении Кутузовского проспекта и Дорогомиловской
улицы.
Стало легче, жители окрестных домов приносили еду и
воду. Мы установили жесткий порядок, изгоняя подвыпивших молодых людей. В
гостиницу "Украина" можно было пойти погреться.
96
После 12 часов напряжение
неуловимо стало нарастать. Заговорили о штурме Белого дома, о том, что 20
бронемашин прорвали баррикады на Новоарбатском
проспекте. Несколько раз приезжал депутат Российского парламента, лидер
Христианско-демократической партии Виктор Аксютич. Он
разъяснял задачи нашей баррикады и говорил, что действия могут быть только
ненасильственными.
Раздались глухие хлопки
пулеметной очереди на крайней баррикаде у Калининского проспекта. Мы еще не
знали, что там трагедия, что убивают невинных и безоружных людей.
Пролилась первая кровь.
Хунта перешла Рубикон.
Мы жадно ждали новостей о
событиях у Белого дома. Пошел дождь. Девочки 17-18 лет, стоящие рядом со мной
(в босоножках, с голыми руками и ногами) дрожали.
Примерно в 2 часа ночи
раздалось оглушительное "Ура"! Прошел слух (впоследствии не
подтвердившийся), что Язов ушел в отставку.
Настроение поднялось, но дождь пошел сильнее. Появились разноречивые сведения о
том, что бронемашины подошли к кинотеатру "Минск", а на аэродроме в
Кубинке высадился десант.
Мы продолжали стоять и когда
подходили иностранные корреспонденты, говорили им, что готовимся встретить
солдат ― наших детей, братьев и просить их одуматься, не воевать с нами.
Мы должны были первыми встретить их словами добра.
Дождь усиливался. Напряжение
нарастало. Вдруг в цепи раздался возглас: "Идут бронемашины!" Женщины
сомкнули руки и плотно сдвинули ряды. Броневики остановились в трех метрах от
цепочки. Командир баррикады Женя, человек насквозь промокший, с натруженным
голосом дал команду разомкнуть ряды, потому что получил по рации известие о
том, что машины везут радиостанцию для Белого дома. Мы пропустили машины и
вновь сомкнули ряда.
К одной пожилой женщине,
промокшей до нитки, очень милой и доброй, приехала дочь и привезла сапоги,
зонтик и кофе.
Снова шел дождь
и устрашающе мигали огни. От нас не отходил молодой человек, Юра (или, как мы
называли его "Зайчик"), поил нас горячим кофе и водой.
97
Одной из главных тем,
которую постоянно обсуждали в цепочке и вокруг нас, было ― это что такое
ненасильственные действия? Многие
посмеивались: "Что вы, женщины и девушки, сделаете против
танков и войск?" Один юноша где-то около часу ночи все допытывал меня: "В чем логика этого
неравного противостояния?"
В этом вопросе была
сосредоточена суть момента истины для российской души, задавленной страхом,
приниженной бытием и привыкшей к
насилию. Мы придумывали слова, которые скажем солдатам: что мы стоим не для борьбы, а для мира, что наша цель
― ненасилие, что наше оружие ― слово и добро.
Мы договорились и о том,
что, если танки пойдут прямо на нас, мы будем разбегаться: десять в одну сторону,
десять ― в другую. Я говорила: "Ничего не надо
бояться. Ведь кругом наши люди.
Мы защищаем справедливость, законность и нашу свободу".
Около трех часов ночи вновь
приехал Аксютич, собрал нас и объявил,
что 50 танков, грузовики с солдатами, полевая кухня и боеприпасы сосредоточены в районе мотеля "Солнечный",
и Румянцев направился на переговоры с ними. Тем временем
поступали различные новости: что Пуго ушел в отставку,
что Павлов заболел.
Отряд, защищавший баррикаду, принял решение, чтоб все отошли за троллейбусы. Мужской отряд зашел за
танки, а женщинам велели встать за ним. Женщины сопротивлялись, убеждая
командира, что они должны первыми
встретить танки и убедить солдат перейти
на сторону законного правительства. Однако, нас
заставили отойти на баррикаду. Наши
плакаты вымокли и мы написали другой (тут же, на трехметровом куске обоев).
Напряжение все нарастало. Мы стояли на середине моста
со своим плакатом. Сгустился туман. Мы еле различали огни на Кутузовском. Я подошла и встала между двумя
девушками, которые дрожали от холода,
нервного напряжения и страха. Ждали вот-вот появятся
танки. Люди подходили и укрывали нас пленкой от дождя.
Вдруг появился еще один
командир, бывший афганец, потребовал,
чтобы мы ушли с середины моста. Я увидела полиэтиленовый
98
пакет: бутылки с зажигательной смесью. Я пришла в
ярость, я испугалась, что какая-то горячая голова бросит эти бутылки в танки и
начнется кровопролитие. Я схватила пакет, но тут другой командир, грубо
оттолкнул меня, отобрал этот пакет и унес.
Весь мост пересекали цепочки молодых людей с палками в
руках. Все ждали атаки. Кончились сигареты. Танки не шли, говорили, что
Румянцеву удалось убедить солдат. Рассветало. Погасли фонари. Мы продолжали
стоять. Только в шесть утра мы поняли, что атаки не будет и разошлись.
Когда я пришла домой, то сразу же легко и радостно
написала воззвание Российского общества мира "НЕТ – НАСИЛИЮ"!
В ночь с 21 на 22 августа ситуация на баррикаде была
другая. Баррикада стала выше и прочнее. Впереди танков стоят грузовики с
песком. Баррикада смотрелась как театральная декорация, ощетинившаяся
арматурной проволокой. Гражданский отряд пополнился большим количеством парней
в полувоенной форме.
Идет Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР и
стало больше порядка.
Баррикада живет самостоятельной тревожной жизнью. В
троллейбусах, которые остались стоять поперек моста, уже сидит много людей, жители
близлежащих домов опять раздавали еду (даже знаменитые бутерброды от
Макдональдса), многочисленные пакеты с молоком для защитников Россия.
Смутное тревожное настроение не покидает. Нас всего
7-9 женщин. Написан новый плакат. Мы снова готовы.
Ходят слухи, что части спецназа КГБ со слезоточивыми
газами приготовились для новой атаки на Белый дом. Все ходят с приемниками,
слушают сессию.
На троллейбусе стоит связной, принимает по рации
информацию из Белого дома.
Все кажется спокойным, люди гуляют по мосту, но наша
баррикада в ожидании. Всем раздают противогазы. Все разделены на отряды. Женщины
организуют свою группу. Все эти события разворачиваются где-то в 12 часов.
Вдруг со стороны Белого дома к баррикаде подошел
неизвестный, лица я его не рассмотрела, помню, он был в сером плаще,
99
в черной шляпе, с мегафоном. Он уговаривает и даже
требует начинать разбирать баррикаду. Ребята спрашивают его документы, человек
исчезает.
Затем появляется капитан, который показывает всем письменный
приказ о разборе баррикады для восстановления движения. Баррикада ему не верит,
и он сам не верит этому приказу. Связной запросил штаб обороны и скоро
последовал ответ: баррикаду сохранить до утра, угроза атаки остается.
Капитан исчезает. Этот инцидент наэлектризовал людей.
Мы возвращаемся в цепочку.
Второй инцидент этой ночи. Вдали на Кутузовском проспекте
показывается вереница черных блестящих машин, которая при приближении
оказывается, правительственными лимузинами. Никто ничего не может понять. Вдруг
впереди нас раздается громкое "Ура!", оказывается, это Силаев и
Руцкой возвращаются из Крыма, еще долго мы слышим волны приветствий, затихающих
по мере приближения к Белому дому.
Еще через полчаса опять напряженный момент:
распространяется информация о движении спецназа КГБ. Вновь формируется цепочка
мужчин с палками. Мы же положили плакат "Солдаты, не стреляйте в
матерей!" на асфальт и встали вокруг него. Семерка безоружных женщин вновь
готова. Мы очень хотим не бояться. Так мы стоим около часа. После 3-х часов
ночи объявляют, что восьмерка чекистов арестована. Цепочка распадается, все
вздыхают с облегчением. Но мост патрулируют до 4-х часов утра, а некоторые
остаются до рассвета.
Я еду по улицам Москвы. Четыре часа. Все спокойно. На Садовой никого нет. Голова раскалывается от впечатлений и
боли, сердце трепещет от радости выполненного долга, на душе светло и спокойно.
Мои милые, незнакомые, слабые и мужественные женщины
из цепочки. Мои родные Светлана, Катя, Надя, Люда. Остальных имен даже не знаю.
Да хранит Вас Бог! Да будет радость и счастье надолго с Вами.
100
Изд: Р.М.Илюхина.
"Российский пацифизм вчера и сегодня". М., ИВИ РАН, 1992. (Тир. 600 экз.)