4. Сопротивление ненасилием.

 

Знакомясь с историей российского пацифизма, нельзя обойти болезненного и важного для его судеб вопроса о доминанте идеологии классового и революционного насилия, бесконечного "поиска врага", который олицетворялся со всеми инакомыслящими, в годы Советской власти. Приоритеты революционного насильственного сознания отражались прежде всего в противоборстве марксизма и пацифизма как идеологических доктрин. Кроме того в пропаганде тех лет, а потом и в историографии вокруг вопроса о взаимоотношениях марксистов и пацифистов были нагромождены горы лжи, направленной на доказательство извечной конфронтации этих течений общественной мысли.

 

24

 

 

Если отвлечься от конъюнктурных пропагандистских клише, то идеи миротворчества в обеих доктринах изначально были близки в своем конечном идеаледостижений мира. Однако методы и средства считались несовместимыми. Марксизм видел насилие методом достижения мира; пацифизм же выдвигал ненасилие. Хотя классический марксизм и не исключал возможность ненасильственных методов борьбы и даже считал их предпочтительными в определенных условиях, эти идеи игнорировались многими лидерами революционных движений, которые закрывали глаза на то, что большинство пацифистов считали вероятным применение насилия при крайней необходимости, а ненасильственные формы борьбы могли стать грозным оружием.

Хотя марксизм и пацифизм по-разному относились к причинам и характеру войн, неоднозначно рассматривали степень важности самого миротворчества, выдвигали различные метода антивоенной борьбы, в истории реформаторское течение в марксизме сближалось с пацифизмом.

Путь же к миру революционных марксистов и пацифистов разделился на две параллельные дороги.

Так, первое приближение Ленина к пацифизмуего отношение к Толстому и толстовствубыло неоднозначно. Признавая в Толстом беспощадного критика эксплуатации, государства насилия, власти денег, Ленин не принял толстовские идеи борьбы с насилием ненасильственными методами, считая их наивными, отчужденными от политики, бессильными проклятиями в адрес капитализма34.

Полагая, что толстовство является идеологией восточного, азиатского строя, отражением отсталости российского общества, Ленин тем не менее считал, что такие реакционные настроения могут исчезнуть в России в результате политического и культурного прогресса. Поэтому позднее, проявляя терпимость к российским последователям Толстого, Ленин считал, что в условиях диктатуры пролетариата пацифизм утратит свое значение.

——————————

34 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.20. С.41.

35 Там же. С. 103.

 

25

 

 

Более жесткую позицию занимал Ленин в отношении западного пацифизма времен первой мировой войны. Согласно концепции Всеобщего Революционного мира, курса превращения войны империалистической в войну гражданскую и стратегии мировой революции, Ленин отвергал пацифистскую доктрину мира прежде всего как программу социалистической партии, но считал пацифизм признаком стихийного протеста масс против войны36.

Однако, когда к концу 1920 года Ленин отмежевался от преобладавших идей мировой революции, и рассчитывал на вероятность социальных перемен в эволюционной форме при условии достаточной влиятельности западного пацифизма, то выдвинутая им "пацифическая программа" предусматривала соглашение марксистов и пацифистов в целях "мирного сожительства государств"37. Однако эти идеи были забыты.

Представления о пацифизме в послеленинский период, с одной стороны, были схематизированным упрощением его диалектической концепции, с другойканонизацией ряда его негативных тезисов о пацифизме времен первой мировой войны. Идеал мира, представлявшийся предопределенным одновариантным, возникал при выборе тактических средств для достижения стратегической цели мировой революции. Мир не выступал в качестве особого оптимального ориентира потому, что считался естественным следствием мировой социалистической революции.

Догматизация и фаталистический подход Сталина к проблеме насилия был доминантой общественного сознания российского общества 30-х годов. Марксовы слова о насилии как "повивальной

——————————

36 См., например: Ленин В.И. Английский пацифизм и английская нелюбовь к теории (Полнобр.соч., Т.26); Пацифизм и лозунг мира (Полн.собр.соч. Т.26); Пацифизм буржуазный и пацифизм социалистический (Полн.собр.соч. Т.30).

37 См.: Проект постановления ЦК ВКП(б) 24 февраля 1922 г. о задачах советской делегации на Генуэзской конференции, письмо Г.В.Чичерина к Ленину 10 марта 1922 г. с замечаниями последнего; замечания и поправки Ленина к проекту заявления советской делегации на Генуэзской конференции и др.

 

26

 

 

бабке всякого старого общества, когда оно беременно новым", было доведено до абсурда. Сталин называл эту фразу гениальной формулировкой существа исторического материализма.

Сталинизм отвергал пацифизм, требования "разума", "всеобщей" морали. По словам советского историка и философа Д.А.Волкогонова, Сталин воспевал вульгарный материализм, замешанный на насилии38. Это был как раз тот случай "ложного сознания", когда многовариантность процесса упрощенчески сводилась только к абсолютному насилию.

Идеология казарменного социализма отвергала любую позитивную роль ненасилия, пацифизма, который Сталин называл "империалистическим" в 20-е годы, "буржуазным" и "абстрактным"в 30-е.

Из лексикона русского языка ушли слова "гуманизм", "ненасилие", "миротворчество". Даже в собрании Сочинений В.И. Ленина отсутствовал индекс "Ненасилие". В учебниках, пропаганде и литературе прославлялись неистовые революционеры, предводители народных восстаний, а позднее и полководцы. Идея ненасилия была вычеркнута из жизни российского общества.

Даже после второй мировой войны, когда на международной арене появились государства, называвшие себя социалистическими, социализм мыслился как "лагерь", противостоящий другомуимпериалистическому"лагерю". При всех объективных причинах "холодной войны" само видение мира как двух враждебных монолитов укрепляло конфронтационные тенденции. Да и позже, когда идея фатальной неизбежности войны была отброшена, преобладали представления о том, что мирное сосуществование исторически кратковременно, а пацифистская, идея ненасильственного мира утопична.

Что же касалось толстовства, то коммунисты и в дальнейшем считали его противоречащей марксизму идеологий эксплуататорских классов. Емельян Ярославский, один из видных деятелей коммунистической партии и марксизма, в 1932 г. говорил: "У нас граф Толстой в свое время пытался создать такое учение, ко-

——————————

38 Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. Политический портрет Сталина // "Октябрь". I988. № 11. С.61.

 

27

 

 

торое было направлено против церкви и которое, по его мнению, представляло в "чистом виде" христианство. Мы против такого "очищенного" христианства боремся с не меньшей силой, чем против "грубого", церковного христианства. Оно призывает массы к терпению, к тому, чтобы они не сопротивлялись злу насилием, оно призывает к непротивлению. Эта проповедь безусловно в интересах эксплуататорских классов"39.

К тому же почти десятилетний период непрерывных военных действий, когда главной фигурой общества становился "человек с ружьем", не мог не оказать воздействие на формирование менталитета насилия. Массы ладей, оторванные от традиционных мирных условий жизни и овладевшие навыками обращения с оружием, формировали социальный фон.

Нельзя забывать и о том, что совершавшие революцию определенные слои рабочих и крестьян, одетых в солдатские шинели, представлявшие угнетенного человека из низов, не могли не воспринять культ насильственного социального реванша с ориентиром на нелигитимную власть, т.е. то, что некоторые советские историки называют "революционным тоталитаризмом"40.

Итак, первая мировая война и социалистическая революция в России нанесли непоправимый удар по молодому и неокрепшему российскому пацифизму. Ряд политиков-пацифистов отказались от пацифизма еще во время войны, некоторые были репрессированы во время революции, другие эмигрировали. Традиция международно-правового и социально-этического направления российского пацифизма была прервана. Роль российского пацифизма в эмиграции еще ждет своих исследователей.

Однако были и исключения. Примечательным феноменом стала пацифистская "Лига общечеловеческого братства и вечного мира", действовавшая в 1918-1920 гг. в Бийске на Алтае. В разгар братоубийственной гражданской войны 4 июня 1918 г. через

——————————

39 Ярославский Ем. О религии. М., 1957, С.224. Беседа с американской делегацией.

40 Сахаров А. Революционный тоталитаризм в нашей истории // "Коммунист", 1991, № 5.

 

28

 

 

газету "Бийская правда" она обратилась к партии большевиков о призывом созыва Международного парламента. Спустя месяц она обратилась с таким же призывом Временному Сибирскому правительству, но с добавлением формирования его в Сибири (Омск или Томск). Председатель Лиги адвокат Михайловский, автор книги "Верховенство человечества и Международный Парламент" в 1920 г. был арестован и след его затерян41.

Не исключено, что в огромной России, охваченной безудержным военным и политическим насилием, существовали и другие организации и личности, призывавшие к терпимости и защите ценности человеческой личности.

Об этом свидетельствуют долго остававшиеся под запретом гневные протесты против революционного террора, "Несвоевременные мысли" А.М.Горького и многочисленные письма против безудержного насилия В.Г.Короленко.

"По всей стране идет междуусобная бойня,- писал Горький 1 января 1918 г.,и не возрадуешься, видя, как здоровые силы страны погибают, взаимно истребляя друг друга. А по улицам ходят тысячи людей, и, как будто сами над собой издеваясь, кричат "Да здравствует мир"42.

В своих 34 письмах В.Г.Короленко умолял председателя Совнаркома Украины X.Г.Раковского остановить бесконечные казни и уничтожить институт заложничества. Протестуя против насилия над простыми людьми, Короленко напоминал, что все его многократные выступления при царизме против смертной казни поддерживались ранее большевиками. "Ради всего святого,- писал он, прекратите безрассудные расстрелы, кто бы ни производил их"43.

Однако гуманистическая миссия российских писателей не возымела действия и была забыта современниками.

——————————

41 Кудинов А. Терапия ненасилия // Век XX и мир. 1989. № 9. С. 9-10.

42 Горький А.М. Несвоевременные мысли и рассуждения о революции и культуре (1917-1918 гг.). М., 1990. С.98-99.

43 Письма В.Г.Короленко Х.Г.Раковскому // Вопросы истории. 10. C.18-19, 28.

 

29

 

 

Вместе с тем нельзя не отметить парадоксальности этого исторического периода, когда стихия революционного насилия совмещалась в глазах западных пацифистов со своего рода позитивным миротворчеством. Не случайно, советский историк М.Н.Покровский период истории советского общества с октября 1917 г. по август 1918 г. называл "временем пацифизма"44,суть которого видел в "переходе от иллюзий неизбежной формальной войны с империализмом... к иллюзии настоящего, хотя и непродолжительного мира с империалистами"45. Действительно, революционное пораженчество, мирные инициативы Советской России, включая Декрет о мире и Брест-Литовский мир, вызывали симпатии в пацифистских кругах, вдохновили их на активное выступление в целях заключения демократического и справедливого мира. Первые впечатления от революции в России даже вызвали надежды на то, что пацифистское движение может превратиться в серьезную антивоенную силу46.

Эти настроения находили подтверждение в таком беспрецедентном и противоречивом факторе, как оживление православных малых церквей и протестантских конфессий в начале 20-х годов.

——————————

44 До восстания левых эсеров в Москве, правых эсеров в Самаре, покушения на В.И.Ленина 30 августа.

45 Цит. по: Коммунист. 1988. № 16. С.86-87.

46 Например, в Англии многим пацифистам большевизм представлялся духовным освобождением: "Живой пацифизм,- говорил в 1919 г. один из крупных пацифистов С.Джеймс,- должен соединиться с созидательными силами, которые так ярко проявили себя в России" (Ceadel М. Pacifism In Britain, L. 1988, P.54). На конгрессе Немецкого общества мира в Эрфурте в декабре 1917 г. Совет народных комиссаров называли "правительством мира и мирных переговоров", затем резко критиковали позицию немецкой делегации на советско-германских Брест-Литовских переговорах и требовали соблюдения прав народов на самоопределение. (См. подробно: Илюхина P.M., Нефедова Т.К. К истории антивоенного движения в Веймарской Республике. // Ежегодник германской истории. 1987-1988. С.157-176.

 

33

 

 

Эти течения, считавшиеся советским правительством пострадавшими и угнетенными царизмом и православной церковью, получили на короткое время свободы. Такие представители российского абсолютного пацифизма, как послереволюционные толстовцы, духоборы, евангельские христиане, баптисты, адвентисты 7-го дня, меннониты, испытали период определенного возрождения47.

Не изучена советскими историками яркая и трагическая судьба послереволюционного толстовского движения и других идейных течений, поддержавших знамя ненасилия, провозглашенного Л.Н.Толстым. Толстовское движение и другие пацифистские конфессии не только вышли окрепшим из первой мировой войны, но и вобрав в себя новые силы из рабочих, солдат и крестьян, в двадцатые годы обрело второе дыхание, сформировав новые организации и видоизменив старые48.

——————————

47 Наиболее полно эти сюжеты отражены в коллекции документов фонда В.Г.Черткова, хранящегося в рукописном отделе Государственной библиотеки им. Ленина, но еще не доступные исследователям.

48 См.: Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность. М., 1969. С.169.

 

31

 

 

Прежде всего продолжали действовать дореволюционные общества"Московское вегетарианское общество" (с 1909), являвшееся неофициальным ядром толстовского движения и просуществовавшее вплоть до 1929 г., "Общество истинной свободы в память Л.Н.Толстого" (с июня 1917) до 1922 г. Однако центром российского пацифизма стал образованный в октябре 1918 г. в Москве "Объединенный Совет религиозных общин и групп" (ОСРОГ) во главе с ближайшим другом ТолстогоВ.Г.Черткова. Совет включал в себя, кроме толстовцев, представителей евангельских христиан, баптистов, меннонитов, адвентистов седьмого дня и московских народных трезвенников. Кроме того, ОСРОГ взял на себя защиту интересов и других религиозных течениймалеванцев, добролюбцев, иеговистов, молокан, субботников, евреев-евангелистов49.

Важнейшим результатом самоотверженной деятельности ОСРОГ было принятие Совнаркомом РСФСР 4 января 1919 г. Декрета об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям50.

Успешному сотрудничеству ОСРОГ с советскими властями содействовал тот факт, что управляющий делами Совета Народных Комиссаров В.Д.Бонч-Бруевич, будучи близкий другом В.Г.Черткова и крупнейшим знатоком русского сектантства, неоднократно защищал интересы ОСРОГ и добился приема Черткова в 1920 г. у В.И.Ленина.

Таким образом, Россия, как, в частности, и Великобритания (1916) и Дания (19I7), принадлежала к числу первых государств, признавших право на отказ от воинской повинности по мотивам совести, что является большим успехом пацифистских сил.

——————————

49 На пути к свободе совести. М., 1989; Coppieterrs B. Die pazifishen Secten. Die Bolshewic und das Rextant vehrdienst verweigerung in Lehrew Geshichte Historishe Friedesvorshung. Frankfurt, 1990.

50 Декреты советской власти. Т.4. M., 1968. С.282-283; См. подробно: Клибанов А.И. Указ. соч., C.I88-I97; См.:Peter Brock Conscientions objectors in Lenin's Russia. A report 1924 in Studies in Peace History. N.Y., 1991.

 

32

 

 

К 1920 г. ОСРОГ назначил 117 своих уполномоченных, представителей на местах, которые собирали сведения о лицах, арестованных за отказ от военной службы по религиозным убеждениям и направил к ним экспертов. Всего за 1919-1920 гг. было проведено 10 тысяч экспертиз по защите противников войны по мотивам совести.

Однако, деятельность ОСРОГa сводилась не только к конфликтам с советской властью. В июне 1920 г. ОСРОГ созвал в Москве Всероссийский съезд внецерковных религиозных течений, а в марте 1921 г. Всероссийский съезд сектантских сельскохозяйственных и производительных объединений51, которые содействовали деятельности этих течений.

Так, в эти годы ожили первые евангельские сельскохозяйственные коммуны. К концу 20-х годов евангельские христиане и баптисты создали до 400 различных производительных товариществ, выпускали духовную литературу, создавали библейские курсы52.

Успешно действовал Всеобщий меннонитский крестьянский Союз, который в 1919 и 1925 гг. (на 2-3 года) получал освобождение от активной военной службы53. Однако этот "золотой век" российского абсолютного пацифизма ограничился всего несколькими годами.

Усиливавшиеся установки на мировую революцию, практику революционного насилия, разгул кровавой гражданской войны, левацкие идеи о необходимости применения насилия для построения нового общества и обострения классовой борьбы, лавина репрессий стали для пацифистов еще одним важным подтверждением того, что насилие рождает только насилие и поэтому не может быть каким-либо позитивным фактором социального прогресса.

О.Хаксли справедливо заметил, что царистская тирания подготовила почву, взрастившую ненависть и сопротивление утнетен-

——————————

51 Воспоминания крестьян-толстовцев... С.467.

52 Руденко А. А. Евангельские христиане-баптисты и перестройка в СССР // На пути к свободе совести. С.346.

53 Вебер В. Советские немцы: сохранить веру вопреки судьбе // На пути к свободе совести. С.372.

 

33

 

 

ных масс. Вооруженное насилие стало благоприятным моментом для насильственного захвата власти. Угроза еще большего насилия для совместного нападения на большевиков сформировала новый режим на антипацифистских позициях. Даже если бы большевики не захотели применить марксову теорию насилия, то обстоятельства вынудили бы их сделать это. Коммунизм превратился в военизированную систему и обрел милитаристские убеждения54.

Действительно, формирование и утверждение тоталитаризма как государственной системы в Советской России с конца 20-х годов с ярко выраженной милитаризацией всех областей общественной жизни и могущественной репрессивной машиной в 30-х годах стало важным фактором окончательного лишения пацифистов гражданства в своем отечестве.

В самом деле, с середины 20-х годов нападки на пацифистов стали резко усиливаться и Объединенный Совет религиозных общин и групп просуществовал только до 1922 г.

Первым и самым главным объектом гонений стала альтернативная военная служба. Хотя в законодательстве о воинской повинности 1925-1933 гг. и содержались льготы для отказников, однако, они стали жестко ограничиваться о каждым годом55. В 1926 г. Декрет от 4 января был отменен.

В 20-e годы не прекращалась и пропагандистская деятельность пацифистов, в основном через издательство "Посредник", журналы "Голос Толстого и Единение", "Истинная свобода", "Братство", "Открытое слово", "Пусть к свету", "Письма Московского Вегетарианского общества" и др., которые в начале 30-x годов были закрыты56.

——————————

54 Haxley A. Encyclopedia of Pacifism. L., 1937. P.27.

55 См. например: Булгаков В. Как умирают за веру // Современные записки. Париж. 1929. XXVIII; Toews J.B. The Russian Mennonites and the mllitary Gestion (1921-1927) // Mennonite Quarterly Review, v. XLIII, Apr. 1969. N. two, p. 153-163; Sapiets M. One Hundres Years of Adventism in Russia and Soviet union // Religion in Communist Lands, v.12, N 3.1984.

56 Об этом см. подробно: Воспоминания крестьян-толстовцев 1910-1930. М., 1989. Предисловие и примечания. С.3-4,459-475.

 

34

 

 

В 1929 г. В.Чертков и др. русские толстовцы обратились к международной пацифистской организации "Интернационал противников войны" с просьбой об отказе от публичного обсуждения вопроса о судьбе российского пацифизма, считая, что это ухудшает их положений в стране. Чертков полагал, что причины ужесточения политики к религиозному пацифизму коренились и в негативном отношении большевистских лидеров к религии в целом и религиозному пацифизму в частности, в политике коллективизации, приведшей к крупным конфликтам с крестьянством России57.

Особый интерес представляет главное направление в жизни толстовцев в 20-30-е гг. - деятельность толстовских коммун хлебопашцев, их мечты о свободном ненасильственном труде, об их попытках реализаций идеалов Толстого в их борьбе против насилия, об их суровых испытаниях, обрушившихся на них репрессий и их уничтожения в 30-х годах58.

В качестве яркого примера настроений толстовцев, пытавшихся привнести идеи ненасилия в общественную жизнь и мужественно перенести страшные репрессии сталинизма, можно привести отрывок из "Обращения" одного из толстовцев Я.Драгуновского от 25 мая 1936 г. к советскому правительству в связи с арестами и судом над членами коммуны.

Драгуновский считал, что между идеей коммунизма и "разумной религиозности толстовства" нет враждебности. Различие Драгуновский видел в "методе насилия для достижения разумной цели". "Идея, основанная на разумеэто мировой интернационализм, метод насилияэто эгоистический разъединяющий деспотизм".

Обращаясь к репрессированным толстовцам, подвергавшимся неимоверным жестокостям, Драгуновский восклицал "Судят не вас, а судят ту идею, которой вы хотели придерживаться! Судится жизнепонимание, основанное на разуме. Судится высшее сознание. Судится наш разум"59.

——————————

57 Coppieters В., Op.cit.,

58 См.: Воспоминания крестьян-толстовцев, там же.

59 Воспоминания крестьян-толстовцев. С. 420-421.

 

35

 

 

Не менее трагичной оказалась и судьба меннонитской общины, членам которой с 1923 г. была вменена трехгодичная альтернативная, т.е. санитарная служба. Тем не менее постоянные столкновения с военными властями Украины, где обосновались меннониты, привело к их эмиграции. К 1926 г. выехало до 21 тыс. человек.

Однако общее усиление репрессий, в том числе и против меннонитов во времена сталинщины привело к существенному уменьшению числа членов этой общины. До конца второй мировой войны около 45 тыс. меннонитов было насильно депортировано в Среднюю Азию и Сибирь.

После разгрома фашистской Германии было репатриировано около 25 тыс. меннонитов в СССР и направлено на Крайний Север и азиатские части страны60.

Долгое время советские власти требовали от адвентистов отказа от своей пацифистской позиции. В 1928 г. после непрекращавшихся внутренних конфликтов руководство церкви сдало свои позиции. Однако часть общины ("истинные и свободные адвентисты седьмого дня") ушла в подполье. Тем не менее сталинская репрессивная машина продолжала поглощать обе адвентистские секты.

Драматичной оказалась и жизнь духоборов в Советской России, которые вместе с частью вернувшихся в начале 20-х годов из Канады собратьями основали близ Ростова около 20 деревень. Однако в результате жестоких репрессий в конце 20-х годов они вновь просили об эмиграции, но не получили на это разрешения. Более того, их земли были конфискованы, а жители отправлены в ссылку.

Антихристианская война, приобретавшая погромный характер в отношении представителей абсолютного пацифизма, которую развязало советское правительство и против всех религий, когда закрывались религиозные школы, сводилась на нет церковная печать, закрывались храмы, молитвенные дома, сжигались церковные книги, стала незаметно превращаться в антинациональную войну, ибо традиции российских народов были тем руслом,

——————————

60 Copieters B., Op.cit., p.31-32.

 

36

 

 

по которому издавна протекали традиции христианства.

Эта разрушительная стихия, разгромившая христианство, стала важной причиной отторжения ненасильственного сознания и своего рода, если говорить в более широком аспекте, "культурным самоубийством" (по словам священника А.Меня), горькие плоды которого пожинает современное российское общество.

Итак, уничтожение практически всех направлений российского пацифизма, одного из самых гуманистических течений российской общественной мысли и трудолюбивой части крестьянского общества было еще одним звеном в цепи преступлений советской тоталитарной системы. Между тем в 1927 г. Сталин сетовал на то, что хотя "реакционное духовенство подавили. Беда только в том, что оно не вполне ещё ликвидировано"61.

Трагический опыт российского доядерного пацифизма — это не только нетленный памятник жертвам политического террора в отношении целых групп российских граждан, но и своего рода "воспоминание о будущем" человечества в его стремлении к идеалу ненасильственного мира.

В исторических судьбах России правда оказалась на стороне пацифистов, ибо зло рождало только зло, а насилие — ещё большее насилие. В этом историческом контексте российский мирник и пацифист прокладывали свой скорбный путь через завалы и дебри политического и вооруженного насилия, в обществе, которое не приняло его идею ненасилия.

Естественно, что героическая вооруженная борьба советского народа против фашистских полчищ заставила окончательно забыть общество об идеях ненасилия, а мужественное ненасильственное сопротивление немецкому вермахту на оккупированных территориях Отечества простых людей, впоследствии воспринималось с подозрением со стороны властей.

 

5. Совесть против насилия

 

После второй мировой войны, в годы бурного роста чудовищного ядерного оружия и мощной конфронтации "холодной войны", пацифистам вновь не оказалось места в Советском Союзе.

——————————

61 Сталин И.В. Соч. T.10. C.133.

 

37

 

Хотя на Западе в 1945 г. и появился знаменитый Манифест двух крупнейших пацифистов Европы Рассела-Эйнштейна, а первый Конгресс сторонников мира и провозгласил устами Ф.Жолио-Кюри о том, что миротворцы "собрались не для того, чтобы просить мир у сторонников войны, а для того, чтобы навязать им мир", в СССР общественное миротворческое движение было задушено.

Официальная идеология вновь провозглашала, что только победа социализма положит конец фатально неизбежным при империализме войнам. Борьба в защиту мира ассоциировалась с призывом "войну войне", с наращиванием военной силы для противоборства с капиталистическим обществом.

В начале 50-х годов Сталин считал возможным, что в известных обстоятельствах борьба за мир может развиться в борьбу за социализм, а "чтобы уничтожить, неизбежность войн, нужно уничтожить империализм"62. Правда, на XX съезде Н.С.Хрущев и провозгласил тезис об отсутствии фатальной неизбежности войны, однако, это не помешало ему утверждать, что в атомной войне победит социализм.

Хотя, коммунистическое движение и заявило о возможности предотвращения войны еще "до полной победы социализма на земле", в Декларации и Заявлении московских совещаний представителей коммунистических и рабочих партий в 1957 и 1960 годах, тем не менее утверждалось, что только "победа социализма во всем мире окончательно устранит социальные и национальные причины возникновения всяких войн". Мирное сосуществование государств, рассматривалось как "форма классовой борьбы между социализмом и капитализмом", а "самым крупным международным эксплуататором..., главным оплотом мировой реакции и международным жандармом..., врагом народов всего мира", против которого и надлежало направить борьбу сторонников мира, объявлялись США63.

——————————

62 Сталин И. Экономические проблемы социализма в СССР. М., 1952. С.85-86.

63 Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм. М., 1961. С.8-9,40,43,56-57,60-61.

 

38

 

Идея достижения мира путем жесткой идеологической конфронтации и постоянной апологетики внешней политики СССР, борьбы с империализмом США разделяла сторонников мира на "своих" и "чужих", отражавших раздел мира на "лагерь Мира" и "лагерь Войны".

В условиях международной идеологической и психологической войны пацифизм с его идеями борьбы против любого милитаризма, против любой ядерной угрозы, как советской, так и американской, не мог иметь права гражданства в СССР.

В 1955 г. Большая Советская Энциклопедия давала негативную оценку пацифизма как буржуазно-либерального течения, "проповедующего мир и осуждающего всякую войну", для которого характерна "пассивность, вера в установление "вечного мира" без устранения причин, порождающих войны". Вместе с тем только "добросовестным и бескорыстным" представителям пацифизма отводилась роль помощников сторонников мира" в их борьбе против подготовки империалистами новой войны"64.

Таким образом, пацифисту оставался выбор: или стать сторонником СССР или защитником США. В лучшем случае его деятельность приветствовалась официальными властями только тогда, когда он боролся с американскими поджигателями войны и не замечал роста ядерных вооружений в СССР.

Однако на Западе существовали многие миротворческие организации пацифистского толка, которые не разделяли принципы перманентной апологетики внешней политики СССР.

Между тем Всемирный Совет Мира, создав мощную структуру из различных антивоенных сил, все больше втягивался в "холодную войну", пропагандируя внешнюю политику СССР.

Созданный "сверху" в 1949 ради демонстраций Западу поддержки советской внешней политики и обеспечения одобрения внешнеполитических инициатив за рубежом Советский Комитет защиты Мира сохранял в жестоких рамках эту концептуальную основу в течение нескольких десятилетий65. Его представители стремились доказать всему миру, что в условиях социализма отсутствует раз-

——————————

64 Большая Советская Энциклопедия. Т.32. М., 1955. С.251.

65 См.: 0рел В.Н. Куда идет СКЗМ // Век XX и мир. 1988. № 11. С.7-8.

 

39

 

ница между государственной и общественной позицией по проблемам мира, подтверждением чему являлось "морально-политическое единство народа" в его стремлении к миру. Принцип "У нас все за мир" долгое время помогал камуфлировать рост вооружений, милитаризации советского общества, акции советской внешней политики, шедших в разрез с интересами народа, нарушении прав человека, судебные расправы над пацифистами и инакомыслящими.

Естественно, мы не ставим непомерную задачу раскрыть деятельность всемирного, и советского движения сторонников мира, пронизанного духом жесткой идейной конфронтации, а рассматриваем его как исторический фон, где произрастали хрупкие семена нового российского пацифизма.

Российская идея ненасилия, как сердцевина пацифистских умонастроений, сохраняла свои живительные побеги в разнообразных духовных, порой причудливых, исканиях, даже в недрах ГУЛАГа, где томились в неволе многие российские праведники, выразители идей ненасилия и добра, человечности и справедливости. Надеемся, что архивы КГБ, таящие в себе многие документы об узниках-пацифистах, смогут приоткрыть завесу над погребенной ненасильственной традицией.

Так, одним из наиболее оригинальных проповедников идеи ненасилия в тоталитарной России был религиозный философ и писатель Даниил Андреев, чье трагической творчество, освещенное православием экуменизмом и мистицизмом проходило в пятидесятые годы, в самое глухое время коммунистической тирании. Мыслитель писал свою книгу тайком, страницы прятал: "И каждый день я ожидал,— писал он, — что рукопись будет отобрана и уничтожена, как была уничтожена моя предыдущая книга, отнявшая десять лет жизни и приведшая меня в политический изолятор"67. Два неполных года бездомной жизни на воле (1957-1958) были посвящены работе над черновиками, которые удалось спасти.

Книга Даниила Андреева по его словам направляла против двух "первичных зол" всеобъемлющей войны и абсолютной всемир-

——————————

66 См.: Общественность и проблемы войны и мира. М., 1976.

67 Андреев Д. Роза мира. М., 1991, С.2.

 

40

 

ной тирании. Концепция мыслителя имела в основе двойной поток явлений: один связанный с насилием государства, другой — гуманистический, ведущий к ослаблению цементирующего насилия и преобразованию государства насилия в аппарат всеобщего экономического равновесия и охраны прав личности. Д. Андреев был убежден вместе с тем, в том, что ни социально-экономические движения, ни достижения науки, чья трагедия в отсутствии связей с нравственностью были не в состоянии провести человечество между Хирибдой и Сезиллой — тираниями и мировыми войнами.

Гуманист и мыслитель Андреев призывает к созданию Общечеловеческого братства людей, своего рода Всемирной федерации государств, которая должна находиться под неустанным этическим контролем, "некоей незапятнанной неподкупной высокоавторитетной инстанции, этической восгосударственной и надгосударственной"68.

Д. Андреев ставил вопрос — какая идея и какое учение, какие умы, необходимы для формирования "инстанции", отвергающей насилие: если она примет к руководству принцип постепенной замены насилия чем-то другим, то чем же именно и в какой последовательности?" — вопрошал философ.

Но прежде чем ответить на этот вопрос Д. Андреев указывает противников этой "инстанции". В историческом аспекте она видит своих врагов в любых державах, партиях и доктринах, стремящихся к насильственному порабощению других". Облекая насилие в религиозно-мистическую форму, Д. Андреев на страницах книги рисует образ Противобога, тиранствущего духа, Великого мучителя, который в различных видах появлялся в истории России с его стремлением к тирании и жестокому насилию над человеком.

Однако сама категория ненасилия, в глазах философа, не является абсолютной. Как и многие другие носители этой идеи, он полагал, что насилие могло бы быть признано годным "лишь в меру крайней необходимости, только в смягченных формах... и лишь до тех пор, пока человечество не будет подготовлено к замене принуждения добровольностью, закона — совестью, государства — братством"69.

——————————

68 Там же. С.10.

63 Там же.

 

41

 

Развивая ненасильственную традицию российских мыслителей, Д. Андреев видит главный ненасильственный метод для достижения всеобщего братства людей во всеобъемлющем просвещении народов и, в частности, в решающих завоеваниях новой педагогики. Ее цель он видит в воспитании нового поколения "облагороженного образа", способного выполнять свой долг не по принуждению, а по доброй воле, не из страха, а из творческого импульса любви.

Другим важным компонентом в формировании "этической инстанции", которая заполнила бы "гигантский вакуум духовности", предотвращала бы возникновением войны тирании, по мысли Андреева, может стать интеррелигия — "единый духовный цветок" — Роза мира, освященная "праведностью"70.

В целом истинно русская категория "праведника" была центральным тезисом всей его концепции — Розы мира. Именно на основе "праведности", как идеального человеческого образа и сможет возникнуть интеррелигия, т.е. всечеловеческая церковь, как итог духовной деятельности, соборного творчества людей.

Понятие "праведности" Д. Андреев раскрывал следующим образом: "Праведность есть высшая ступень нравственного развития человека; формы же праведности разнообразны; они зависят от времени, места и человеческого характера. Можно сказать обобщенно: праведность — в негативном аспекте — есть такое состояние человека, устойчивое и оканчивающееся только с его смертью, при котором его воля освобождена от импульсов себялюбия, разум — от захваченности материальными интересами, а сердце — от кипения случайных, мутных, принижающих душу эмоций. В позитивном же аспекте — праведность есть проницание деятельной любовью к Богу, людям и миру всей внешней и внутренней деятельности человека"71.

С историческо-философским пониманием "праведности" Д. Андреев тесно связывал другие производные черты нового человека, такие как дар религиозного вестничества и художествен-

——————————

70 Там жe, С.12.

71 Там же. С.13.

 

42

 

ную гениальность72.

Экуменическая концепция панрелигии была универсальна еще и в том, что она представлялась как общечеловеческое учение, отражавшее пласты духовной реальности и космического мышления. "Если старые религии — лепестки, то Роза мира — цветок с корнем, стеблем, чашей и всем содружеством его лепестков" — замечал Андреев Д.

Универсальность устремлений и историческая конкретность Розы мира приведут к преобразованию "социального тела человечества", соотнесенного с совершенствованием его внутреннего мира, ибо по мысли философа, "истинное общественное служение есть в то же время религиозная деятельность". Поэтому главное отличие Розы мира от предыдущих религий и церквей прошлого состоит в действенном "социальном сострадании и сорадовании, в неустанном практическом усилии ради преобразования", а также в динамичности ее воззрений, в стремлении "стать воспринимающей умножительницей и толковательницей исторического процесса в его прошлом, настоящем и будущем. Бескровность ее дорог, безболезненность ее реформ, доброта и ласка, волны душевного тепла — вот черты, отличающие Розу мира от прежних социально-политических движений.

Итак, основные задачи Розы мира, по мысли Андреева, состоят в воспитании человека облагороженного образа, водворение всеобщего материального достатка, помощь развитию в человечестве высших способностей и светлых творческих начал, консолидация усилий со всеми учениями светлой направленности, преобразование планеты в сад, а Всемирной федерации государств в Братство75.

Шагом к достижению наивысшей цели должна послужить условно названная Д. Андреевым "Лига преобразования сущности государства", действующая в подготовительный и переходный пе-

——————————

72 Там же. с.15.

73 Там же. C.13.

74 Там же. С.14.

75 Там же. С.239.

 

43

 

риод силой своего примера, который Д. Андреев видел, например, в деятельности Махатмы Ганди.

Мы столь подробно остановились на религиозно-философских взглядах Даниила Андреева, чье святое подвижничество навсегда останется в народной памяти прежде всего потому, что сквозь него проступают лики, конечно в своеобразной форме, чаяний и умонастроений больших пластов российского общества во времена тоталитаризма, их мечту, пробивавшуюся из застенков ГУЛАГА, о борьбе против тирании и насилия за ненасильственный мир Планеты. Идеи, зарождавшиеся в Гулагах и глухой российской провинции, проникали в определенные социально-культурные слои, откладывались там, накапливались, питали их живой, целительной влагой.

В самом деле, ряд крупнейших деятелей искусства и литературы отчетливо осознавали вред и ложь в деятельности официального антивоенного движения, стремясь, однако, с его помощью попытаться наладить связи со сторонниками мира на Западе.

Так, И.Эренбург не раз выполнял деликатные поручения западных коллег по ВСМ, которые осуждали неприкрытую апологетику внешней политики СССР. В 1959 г. он передал просьбу главы ВСМ Дж. Бернала не выражать прямой поддержки политике Советского правительства76 и в 1953 г. слова Ива Фаржа: "Объясните вашим друзьям, что надо бороться против врагов мира, а не против пацифистов или людей, которые не согласны ни с коммунистами, ни со мной, но искренне хотят мира и готовы участвовать в нашем движении"77.

В целом нельзя, однако, не признать, что в 40-50-е года кампании за запрещение атомного оружия способствовали, хотя бы незначительно, некоторой нейтрализации режима "железного занавеса", и становились маленьким, но первым "окном в Европу", откуда проникал свет демократии и свободы, идей антимилитаризма и ненасилия в закрытое советское общество.

В условиях монополии официозного антивоенного движения

——————————

76 ЦГАОР СССР. Ф.9539. Оп.1. Д.633. Л.104.

77 Эренбург И.Г. Собр. соч. в 9 томах. М., 1963. Т.9. С.588.

 

44

 

ростки альтернативных пацифистских взглядов, появившихся в среде российских интеллектуалов, имели исключительно антимилитаристский, антиядерный характер.

Потребовались еще года поисков и страданий, прежде чем была сформулирована концепция ненасильственной альтернативы гуманиста и демократа, академика А.Д. Сахарова и возникли первые альтернативные движения против военного и политического насилия.

Пацифистские настроения в СССР, созвучные антиядерным выступлениям величайших умов Запада, таких как А.Эйнштейн и Л.Полинг, Ф.Жолио-Кюри и Б.Рассел, проявились прежде всего, в кругах ученых-физиков, причастных к разработке ядерной энергетики.

В их антимилитаризме интегрировалось доскональное знание разрушительной силы ядерного оружия и комплекс вины перед человечеством за собственные открытия, чреватые пагубными последствиями.

Писатель Д.Гранин, на наш взгляд, не вполне точен, когда в блестящем эссе-послесловии к публикации трудов и статей А.Д.Сахарова заметил, что кроме А.Д.Сахарова никто из советских ученых не испытывал сомнений в необходимости создания атомной бомбы78. Нисколько не умаляя исторического масштаба личности Сахарова, мы можем говорить о ряде советских ученых, выступивших одновременно с Сахаровым против применения атомного оружия.

А.Д.Сахаров, известный как "отец" водородной бомбы, во время разработки ее проекта не вступал в противоречие с своими убеждениями. "Главным для меня, — писал он в воспоминаниях, ... было внутреннее убеждение, что эта работа необходима"79. Тогда Сахаров полностью не сознавал, "какими страшными нечеловеческими делами занимался, но чувствовал себя солдатом этой научно-технической войны, хотя уже в 1945 г. "был потрясен ужасом применения великого научного достижения для уничто-

——————————

78 См.: Гранин Д. Нравственный пример // Звезда. 1990. № 3. С.48.

79 Сахаров А.Д. / Воспоминания // За рубежом. 1990. № 25. С. 19.

 

45

 

жения людей".

Впоследствии он писал: "Со временем мы узнали и сами додумались до таких понятий, как стратегическое равновесие, взаимное термоядерное устрашение. Я и сейчас думаю (т.е. в 70-е), что в этих глобальных идеях действительно содержится некоторое интеллектуальное оправдание создания термоядерного оружия и нашего персонального участия в этом. Тогда мы ощущали все это на эмоциональном уровне"80.

Так, П.Л.Капица, который во время второй мировой войны принимал активное участие в оборонных работах, также считал, что "человеку естественно и правильно защищать свое страну от агрессии извне"81. Однако в 1945 г. он отказался от участия в работах по атомной бомбе. Его немедленно обвинили в приверженности к пацифизму, и фактически отстранили от научной работы. В 1955 г. в письме Н.С.Хрущеву П.Л.Капица был вынужден откреститься от опасного ярлыка "пацифист". "Все нарекания на меня, — писал он, — что я, дескать, пацифист и потому отказался от работы по атомной бомбе, ни на чем не основаны". Он объяснял свой отказ только невозможностью сотрудничать с Берией, заметив при этом: "...Я лично не вижу, почему следует вменять в вину человеку, если он по своим убеждениям отказывается делать орудие разрушения и убийства"82.

Осенью 1955 г. после успешного завершения важного этапа работы многие ученые испытывали противоречивые чувства: "Пожалуй, — писал Сахаров, — главным среди них был страх, что высвобожденная сила может выйти из-под контроля, приведя к неисчислимым бедствиям"83. Его худшие опасения подтверждались. Еще в 1953 г. он обратился к Маленкову с требованием прекратить испытания водородной бомбы. На банкете по случаю завершения испытаний 22 ноября 1955 г. А.Д.Сахаров предложил недвусмысленный тост "за то, чтобы наши изделия взрывались так же успешно, как сегодня, над полигонами, и никогда — над го-

——————————

80 Сахаров А.Д. Воспоминания. "Знамя". 1990. № 10. С.63.

81 Капица П.Л. Письма о науке. 1930-1980. М., 1989. С.313.

82 Там же, С.238-245, 312-313.

83 Сахаров А.Д. Воспоминания. "Знамя". Указ. соч., С.21.

 

46

 

родами". Реакция последовала со стороны маршала М.И.Неделина, который, как рассказывал А.Д.Сахаров, — "счел необходимым дать отпор моему неприемлемому пацифистскому уклону, поставить на место и всех других, кому может прийти в голову нечто подобное"84. Смысл грубой отповеди ученому-гуманисту сводился к тому, что авторы нового оружия не смогут проконтролировать его применение.

Начиная с 1957 г. (не без влияния высказываний по этому поводу во всем мире таких людей, как А.Швейцер, Л.Полинг и некоторых других) Сахаров ощутил себя "ответственным за проблему радиоактивного заражения при ядерных испытаниях... Я встретился с большими трудностями при попытках разъяснять эту проблему, с нежеланием понимания"85.

Приняв решение воспрепятствовать проведению испытательных взрывов в СССР, А.Д.Сахаров неоднократно в своих выступлениях и докладных записках пытался воспрепятствовать ядерным взрывам в СССР. Но они были оставлены без внимания. Безуспешной оказалась и поездка по его просьбе И.В.Курчатова в Ялту к Н.С.Хрущеву летом 1958 г., предпринятая для того, чтобы отменить одно из бесполезных ядерных испытаний86.

После того, как в 1959 г., 1960, первой половине 1961 гг. ведущие ядерные державы соблюдали неофициальный мораторий на термоядерные испытания, неожиданно принятое Хрущевым решение возобновить испытания в СССР по сугубо политическим мотивам вызвало решительное противодействие А.Д. Сахарова. Назревал конфликт между политическими амбициями властей и научной аргументацией ученого-гуманиста. На встрече руководителей Коммунистической партии и правительства с учеными-атомщиками Хрущев объявил о решении возобновить ядерные испытания осенью 1961 года и существенно увеличить ядерную мощь СССР. Именно тогда А.Д.Сахаров передал Н.С.Хрущеву записку, со словами...

——————————

84 Сахаров. Воспоминания. "Знамя". 1990. № 12. С.56.

85 Сахаров А.Д. О себе — предисловие к сборнику "Sakharov speak". Цит. по: Звезда. 1990. № 2. С.13.

86 Там же.

 

47

 

"Не считаете ли Вы, что возобновление испытаний нанесет трудно исправимый ущерб переговорам о прекращении испытаний, всему делу разоружения и обеспечения мира во всем мире"87.

Через час, во время банкета Хрущев выступил с резкой отповедью ученому, утверждая, что для страны всего важнее наращивания числа ядерных испытаний. Утверждая необходимость политики с позиции силы, Хрущев недвусмысленно дал понять, что мнение ученых, даже такого масштаба, как Сахаров, не будет приниматься во внимание в вопросах о применении созданной ими бомбы. "Я был бы последний слюнтяй, а не Председатель Совета министров, если бы слушался таких, как Сахаров"88.

Н.С.Хрущев выступал против взглядов "пацифистски настроенных людей", которые "по простоте душевной считают, что если бы Советский Союз побольше уступал бы западным державам, то не было бы и обострения международной напряженности... Нельзя разговорами о мире сдержать военную машину агрессоров", — говорил он в 1961 г. на XXII съезде КПСС, отвергая пацифистские устремления советских интеллектуалов в области разоружения.

Государственная доктрина мира по-прежнему представляла собой, по словам идеолога и блюстителя чистоты марксизма-ленинизма, М.А.Суслова, "одну из важнейших форм борьбы народов против империализма". Последовательную борьбу за мир Суслов рассматривал "как важнейшее условие успешного построения коммунизма и социализма, развертывания революционной борьбы пролетариата капиталистических стран и освободительного движения угнетенных империализмом народов"90.

Такого рода цели борьбы за мир требовали не разоружения и прекращения испытаний ядерного оружия, а, напротив, усиления ядерного потенциала страны, включившейся в изнурительную и

——————————

87 Цит. "Знамя". 1990. № 12. С.70.

88 Там. же. С.70-71.

89 Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961. С.28-29.

90 Суслов М.А. О борьбе КПСС за сплоченность международного движения. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 14

 

48

 

непосильную для народа гонку ядерных вооружений.

Война же Сахарова с мощными военными ведомствами в шестидесятые годы кончилась поражением. Когда в 1962 г. Сахаров отчаянными усилиями пытался предотвратить очередное испытание ядерного оружия, считая его с технической точки зрения бесполезным, то он не получил поддержки у Хрущева и в кругах ответственных работников. "Чувство бессилия и ужаса, охватившее меня в этот день, запомнилось на всю жизнь и многое во мне изменилось на пути к моему сегодняшнему мировосприятию"91, -писал впоследствии А. Д. Сахаров.

В том же году ученый выдвинул идею заключить ограниченное соглашение о запрещении испытаний в трех средах, т.е. кроме подземных испытаний. Таким образом, открывалась возможность исключить опасность радиоактивного заражения планеты и решить проблемы контроля. Справедливо напомнить, что в свое время аналогичное предложение выдвигал Эйзенхауэр, но оно не было принято советской стороной. В итоге упомянутая идея была реализована 5 августа 1962 г. в Московском договоре о запрещении ядерных испытаний в трех средах. "Возможно, — скромно замечал А.Д.Сахаров, — моя инициатива способствовала этому историческому акту"92. Все эти шаги ученого-гуманиста положили начало его последовательной миротворческой деятельности и разработке его концепции ненасильственной альтернативы, тесно связанной с правозащитным движением.

Обвинения в приверженности Сахарова, как и Капицы, идеям пацифизма вновь опирались на официальную трактовку пацифизма как якобы одного из атрибутов чуждой буржуазной идеологии.

Между тем во второй половине XX века нарождавшийся ядерный пацифизм, который безоговорочно отрицал ядерное оружие, агрессивные военно-политические доктрины, блоки, милитаризированный стереотип мышления в правящих кругах Востока и Запада, призывал

——————————

февраля 1964 г. М., 1964. С. 21,37.

91 Звезда. 1990. 2. С.13-14.

92. Там же. См. также: Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1990. C.9; Интервью А.Д.Сахарова // Московские новости. 1989. № 6. 5 февраля С.8-9.

 

49

 

к перестройке международных отношений на началах справедливости и доверия, к развертыванию массовых движений против правительств, попирающих волю и права народов, завоевывал сердца и умы миллионов людей на Западе.

Новый же коммунистический лидер Л.И.Брежнев вновь отверг "беззубый пацифизм", требуя, чтобы "сила прогресса обладала необходимой военной мощью, чтобы одерживать агрессию и милитаризм"93.

В 60-е-70-е года хотя и произошло некоторое смягчение позиции властных структур в отношении западных пацифистов, которые теперь, по их мнению, могли и не быть революционерами. Достаточным считались их выступления против военных планов капиталистических стран и признание изменения соотношения сил в пользу социализма. Однако по-прежнему жестоко внедрялась доктрина о том, что капитализм не способен существовать, "не прибегая к агрессии и угрозам оружия, не посягая на независимость и интересы других народов"94.

Поэтому в советской стране, где никогда столь много не пели и не говорили о мире, как в эти годы, в обыденном сознании проблема мира воспринималась не более чем нежелание брать снова в руки оружия или повторение ужасов прошедшей войны. Мирная жизнь народа была в атмосфере лжи, подавления свободы личности и огромной милитаризации экономической, политической и духовной жизни. Те же, кто начал понимать и заявлять об этом лицемерном миротворчестве, подвергались преследованиям, арестам и высылке из страны. Те зачинатели, которые не только пели песни о мире, но жаждали реального мира, уже читали запрещенные правительственной цензурой книги Солженицына и Пастернака, Платонова и Орвелла.

Среди них были люди, сумевшие жить "в правде" в эти мрачные времена. Они не располагали властью, т.е. политика, по крайней мере первоначально, не составляла смысла их жизни. Нравст-

——————————

93 Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи. М., 1970. Т.2. С. 540-541.

94 Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976. С.33.

 

50

 

венная позиция протеста или моральная оппозиция нарушениям конституции и прав человека была главной. Это были поэты, писатели, художники, ученые, музыканты, словом, люди, сохранявшие гражданское достоинство в стремлении к свободе и веру в ценность человеческой жизни. Невидимыми путями вирус правды и ненасилия постепенно разъедал мутную пелену "жизни во лжи"95.

В этой связи нельзя не отметить, что остатки российских религиозно-пацифистских конфессий вновь обретали второе дыхание в борьбе за свои антивоенные убеждения. Так, после 1956 г. отдельные меннонитские общины пытались возродить религиозно-пацифистские традиции. В 1963-1966 гг. часть из них присоединилась к официально признанному Всесоюзному Совету евангелических христиан (баптистов). В 1980 г. насчитывалось до 30 тыс. меннонитов. На протяжении последних лет меннонитские общины возобновили отказ от службы в армии. Что касается адвентистов, то после временных облегчений с 60-х годов на них обрушились новые репрессии. Руководящий орган легального крыла был уничтожен. Общины подлежали регистрации, а их члены — воинской обязанности. "Истинные и свободные адвентисты" по-прежнему вели неравную борьбу за пацифистские убеждения. В начале 60-х годов оба крыла адвентистов насчитывали до 21 тыс. 500 членов, в 1965 г. часть зарегистрированной адвентистской общины в знак протеста против государственного насилия присоединилась к "истинным и свободным адвентистам".

Пережившие репрессии толстовцы, по-прежнему исповедуя толстовские принципы, вплоть до 1976 г. подавали прошения о реабилитации, писали воспоминания, вели дневники, основывали архивы.

Положение же оставшихся духоборов в конце 50-х гг. несколько улучшилось. В 1958 г. даже велись переговоры с группой канадских духоборов "Сыновья свободы" об их возвращении на Роди-

——————————

95 См.: Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период, Вермонт, 1984; Богораз Л., Голицин В. Ковалев С. Политическая борьба или защита прав. Двадцатилетний опыт независимости общественного движения в СССР. 1965-1985 в кн.: Погружение в трясину. (Анатомия застоя). М., 1991.

 

51

 

ну с обещанием предоставления им гражданской службы вместо военной. Однако несмотря на то, что эти переговоры не привели к конкретным результатам, канадские духоборы получили возможность посещать своих единоверцев-пацифистов в Сибири, на Кавказе и под Ростовом. Общая численность советских духоборов в 1966 г. составляла до 11 тыс. человек, которые по-прежнему были лишены возможности исповедывать пацифистские принципы96.

Итак, малочисленные, ослабевшие, принуждаемые к отказу от пацифистской ненасильственной позиции, религиозно-пацифистские группы, хотя и влачили в России жалкое существование, но все же представляли тонкую нить преемственности, которая являлась одной из форм инакомыслия того времени.

Однако крот истории рыл медленно, но верно, расширяя путь к ненасильственной альтернативе развития России и протеста против вооруженного насилия и политического произвола.

В конце 60-х годов отдельные группы интеллигенции, а некоторые индивидуально, публично выступили против ввода советских танков в Чехословакию — государственной акции, носившей антинародный характер.

Этот процесс против вооруженного насилия горстки инакомыслящих можно считать точкой отсчета формирования и дальнейшего развития советского правозащитного движения, в котором тесно переплелись идеи ненасильственной альтернативы развития общества и антимилитаризма.

Ярким примером этому стал жертвенный протест семерых правозащитников 25 августа 1968 г. против вступления войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию. За 5 минут свободы на Красной площади своим героическим антимилитаристским протестом они поплатились годами тюрьмы и ссылки, но спасли лицо Демократической России.

Ранее изготовив плакаты "Руки прочь от ЧССР", "За вашу и нашу свободу", "Долой оккупантов", "Да здравствует независимая Чехословакия", Константин Бабицкий, Лариса Богараз-Даниэль, Наталья Горбаневская, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга,

——————————

96 Coppieters В. Op. cit., р. 32,34,39.

 

52

 

Павел Литвинов, Виктор Файнберг пришли к Лобному месту на Красную площадь, выразив свой протест в форме сидячей демонстрации. Многие из них считали действия Советского правительства грубым нарушением норм международного права. В этой акции ненасильственного протеста хотя и участвовали различные люди, но их объединило общее мужество и принципиальная нравственная позиция97.

К концу 60-х годов постепенно сложилась и концепция ненасильственной альтернативы А.Д.Сахарова, которая была изложена в серии статей, выступлений, интервью, начиная с 1968 г.98.

Эта концепция, несмотря на ее глобальное общемировое звучание, являлась вместе с тем российским феноменом второй половины ХХ в. Она соотносилась с традицией европейского и русского либерализма и пацифизма начала века, ядерными реалиями 70-80-х годов и сложившейся системой советского тоталитаризма. Вместе с тем она вобрала и ростки нового ненасильственного альтернативного мышления, — опыт народившегося движения инакомыслящих, их жертвенного противоборства с государственной системой вооруженного и политического насилия.

Абсолютно приоритетной проблемой стало предотвращение термоядерной войны на путях всеобщего ядерного разоружения. Важнейшим тезисом была взаимосвязь международной безопасности и международного доверия, формируемого на пути социаль-

——————————

97 См.: Каминская Д. "Уголовное дело № 41074-56-68с" О нарушении общественного порядка и клевете на советский государственный общественный строй. Из записок адвоката // 3намя. 1990. № 8. С.97-139.

98 См.: Сахаров А.Д. "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе". 1969; Мир, Прогресс и права человека. 1975. Нобелевская лекция. Открытое письмо президенту Академии наук А.П.Александрову 2 октября 1960. Открытое письмо Председателю Президиума Верховного Совета СССР Леониду Ильичу Брежневу. Копии — Генеральному секретарю ООН и главам государств-постоянных членов Совета Безопасности 7 июня 1980. Вся власть Советам. 1989. Плюрализм — это конвергенция, 1989.

 

53

 

но-экономических реформ в СССР и обретения народом гражданских и политических прав. Наконец, главным условием спасения мира от термоядерной катастрофы выдвигался тезис о мирном сближении ("конвергенция") социалистической и капиталистической систем.

Первоначально идеи Сахарова были сформулированы в 1968 г. в сочинении "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", где изложены мысли о наиболее острых взаимосвязанных проблемах, определяющих судьбы человечества: о войне, мире, диктатуре, о сталинских репрессиях и свободе мысли, а также суждения по демографическим, экономическим, экологическим вопросам и т.д. Сахаров считал, что этой его работе суждено сыграть центральную роль в его общественной деятельности. "Основные мысли, которые я пытался развить в "Размышлениях", не являются очень новыми и оригинальными, — писал позднее Сахаров. В основном это компиляция либеральных, гуманистических "науко-критических" идей, базирующаяся на доступных мне сведениях, личном опыте...99. Поскольку публикация работы в СССР оказалась невозможной, то "Размышления" были изданы на Западе, за что автор был отстранен от секретной работы.

Между тем во всех своих сочинениях Сахаров подчеркивал, что пути предотвращения ядерной войны лежат в политической, политико-экономической областях. Еще в "Размышлениях" говорилось, что для стабильности мира важное значение имеет то обстоятельство, что технико-экономический потенциал СССР и США не имеют слишком большого разрыва в уровнях. Поэтому Сахаров высказывал мысль о целесообразности "дипломатического оформления этой взаимопонимаемой ситуации, которая стала бы "полезной демонстрацией желания двух стран не расширять гонку вооружений, демонстрацией желания сотрудничать, а не воевать". Термоядерная война, — подчеркивал там же А.Д.Сахаров, "является средством всемирного самоубийства"100.

——————————

99 Звезда. 1990. № 2. C.15.

100 Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1990. С.16-17.

 

54

 

Поэтому проблема разоружения, особенно ядерного, постоянно присутствовала во всех его работах. Сахаров считал еще в 1980 г., что реальное, а не демагогическое разоружение возможно на исходной основе стратегического равновесия сил, на основе "соглашения об отказе от первого применения ядерного оружия на предварительной основе достижения стратегического равновесия в области обычных вооружений", всеобъемлющего соглашения о химическом и бактериологическом оружии101.

Выступая против всеобъемлющей милитаризации советского общества, Сахаров указывал, что благодаря сохраняющейся сверхмилитаризации именно СССР поддерживает необходимость высоких военных расходов во всем мире. В пору гласности, приоткрывшей завесу секретности в этой сфере, становится очевидным, что выводы А.Д.Сахарова имели под собой почву: "Советские поставки оружия — один из способов расширения зон влияния, влекущий за собой одновременно расширение зон конфронтации и кровавых конфликтов, нарушение нормального экономического развития стран, в которые поставляется оружие102.

Ценность труда, проделанного А.Д.Сахаровым, состоит в том, что на основе высокопрофессионального анализа он выдвигал эффективные варианты соглашений об ограничении термоядерного оружия. Резюмируя свои рассуждения по вопросам разоружения, А.Д.Сахаров писал: "Ракетно-термоядерная войнаэто уже сейчас (т.е. в 1975 г.) вошедшая в нашу жизнь весомая мрачная реальность современности, подобная уже осуществившейся реальности Освенцима, Гулага, голода. Может быть, я ощущаю это острее многих, ведь я более 20 лет вплотную соприкасался с этим фантастически страшным миром"103.

Важнейшим принципом всей миротворческой концепции Сахарова стала неразрывная связь международной безопасности, основанной на международном доверии, с соблюдением прав человека и открытости общества.

——————————

101 Сахаров А.Д. Открытое письмо президенту АН СССР А.П.Александрову от 2 октября 1980 // 0гонек. 1990. № 11. С.26.

102 Сахаров А.Д. Тревога и надежда. С.114.

103 Там же. C.128.

 

55

 

В книге "О стране и мире" (1975) эти проблемы заняли центральное место. "Спасение человечества от угрозы термоядерной гибели имеет несомненный приоритет перед всеми остальными задачами, но эту задачу нельзя отделить от других политических, экономических, гуманистических и нравственных проблем, и в первую очередь от проблемы "открытости" общества и международного доверия, от преодоления разобщенности"104.

Сахаров разоблачал "масштаб и цинизм", которыми нарушалась основные гражданские и политические права в СССР, в том числе право на свободу убеждений и информации, на право эмиграции и возвращения, на право беспристрастного суда, на свободу религии, в защиту "узников совести". В письме президенту АН СССР А.П.Александрову в 1980 г. Сахаров писал: "Необходимость глубоких экономических и социальных реформ в СССР очевидны многим в стране, но их проведение наталкивается на противодействие части правящей бюрократии... Между тем, военно-промышленный комплекс и КГБ набирают силу, угрожая стабильности во всем мире, а сверхмилитаризация поедает все ресурсы"105.

Идеалом А.Д.Сахарова было открытое плюралистическое общество с безусловным соблюдением прав человека, основанное на смешанной экономике. Такое общество, как справедливо полагал Сахаров, должно возникнуть "как результат мирного сближения ("конвергенции") социалистической и капиталистической систем и что в этом главное — условие спасение мира"106.

Мысли Сахарова были предназначены для открытого обсуждения руководством страны со всеми гражданами в условиях гласности. Но они опередили время. Гласность отсутствовала. Коммунистические лидеры не могли воспринять идей ненасильственного и безъядерного мира.

Великий гуманист ядерной эпохи не призывал к насильственному ниспровержению власти. Его оружием были сила духа, мощь

——————————

104 Там же. С.88.

105 Сахаров А.Д. Открытое письмо. Указ. соч., С.26.

106 Там же.

 

56

 

разума, перо и слово. Он был убежденным эволюционистом, реформистом и принципиальным противником насилия107.

Однако вместо серьезной дискуссии по этим поистине фундаментальным для человечества проблемам официальная пропаганда ответила умышленным искажением позиции, руганью, клеветой, преследованиями, угрозами.

Присуждение А.Д.Сахарову в 1975 г. Нобелевской премии мира должно было бы стать предметом гордости народа и государства за признание заслуг своего великого гражданина и оказание ему высокой чести. Вместо этого Сахаров подвергся еще более жестокому преследованию. "Я убежден, — говорилось в его Нобелевской лекции, — что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свобода поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантий от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав...".

40, а затем 72 известных советских ученых осудили выступление Сахарова и присуждение ему Нобелевской премии мира. Они пытались навязать народу отрицательное мнение о позиции Сахарова. Простые люди не имели возможности ознакомиться с ней, оценить концепцию и аргументацию ученого. Вместо этого излагалось тенденциозное и враждебное толкование его выступлений. А между тем он выдвигал идею создания под эгидой ООН Международного консультативного комитета по вопросам разоружения, прав человека и охраны среды. Здесь вновь было уделено значительное место "одной из центральных проблем современности" — разоружению. Сахаров, вновь настаивал на том, что разоружение невозможно "без расширения разрядки на область идеологии, без увеличения открытости общества"108.

——————————

107 Сахаров А.Д. Тревога и надежда. С.146.

108 Сахаров. А.Д. Мир, прогресс, права человека. Нобелевская лек-

 

57

 

Между тем на рубеже 70-80-х годов мир оказался на грани ядерной катастрофы. В Западной Европе и США поднялась невиданная волна массовых кампаний протеста против размещения ракетного оружия.

Так, созданная в 1981 г. общеевропейская антивоенная организация "Европейское ядерное разоружение" (END) звала к безоговорочному осуждению ядерного оружия, военно-политических доктрин, блоков, политики силы Востока и Запада, к перестройке международных отношений и вместе с тем стремилась расширить право всех граждан Востока и Запада, опираясь на независимые от правительств движения.

СКЗМ же, поддерживая "новые мирные инициативы" советского правительства, втягивавшего народ в безудержную гонку вооружений и внешнеполитические авантюры, определял цели как крестовый поход против социализма, а движение в защиту прав человека в социалистических странах обвинил в расколе антивоенных сил и навязывании "системы ложных пропагандистских стереотипов"109.

Тем не менее в советском антивоенном движении в начале 80-х годов произошел определенный поворот, когда была осознана необходимость включения миролюбивой общественности в массовые антиядерные инициативы на Западе. Этой своего рода либерализацией, которая, правда, относилась к расширению актива СКЗМ за счет элитарных и проверенных лиц из разных слоев общества, надлежало показать Западу наличие широкого движения советской общественности.

Хотя апологетика любых направлений внешней политики СССР и превалировала в деятельности этого элитарного движения в защиту мира, тем не менее антиядерные марши протеста стали определенной формой приобщения к многомиллионной армии западных движений мира.

Вторжение советских войск в Афганистан стало мощным импульсом антимилитаристского протеста поднимавшегося независимого миротворческого движения, ростки которого пробивались

——————————

ция // Звезда. 1990. № 2. С.21,24-26.

109 Хархардин О. Нам нужен мир - сегодня, завтра, всегда // Век XX и мир. 1986. № 2. С.6.

 

58

 

из тюрем, ссылок, психушек и зарубежья.

Кульминацией этого протеста стало Открытое письмо А.Д.Сахарова от 27 июня 1980 г. Л.И.Брежневу в связи с введением советских войск в Афганистан. Сахаров мужественно выразил вслух то, что сознавали многие, но высказать не решались. Он осудил военную акцию как "прямую угрозу миру", противоречившую официально декларировавшейся миролюбивой политике Советского Союза. Он предупреждал о неминуемой гибели в этой войне советских солдат и афганского населения.

Это была акция гуманиста и гражданина, осознавшего, что его выступление повлечет за собой новые жестокие репрессии. В Письме, копии которого были направлены Генеральному секретарю ООН и главам государств — постоянных членов Совета Безопасности ООН, Сахаров заявил: "Как гражданин СССР и в силу своего положения в мире, я чувствую ответственность за происходящие трагические события". Важным было и то, что Сахаров указывал на усиление разорительной для СССР сверхмилитаризации страны и требовал политического урегулирования проблем Афганистана.

Эта очевидная теперь всем идея в то время была неприемлемой и опасной для коммунистического руководства страны. А.Д.Сахарова выслали в г. Горький.

В целом сахаровская концепция ненасильственной альтернативы на основе соблюдения прав человека, конвергенции систем оказала огромное влияние не только на формирование новой независимой философии миротворчества, но и дала импульс росту антиядерного пацифизма в Советском Союзе, который в начале 80-х годов рассматривался властями как антисоветская деятельность.

Так, в 1982 г. появилась группа "За установление доверия между Востоком и Западом", которая по существу стала первой независимой пацифистской организацией. Выступив с осуждением внешней и внутренней политики, она стала объектом пристального внимания КГБ.

——————————

110 См.: Октябрь. 1990. № 1. С.15-16.

 

59

 

Клеветнические кампании в отношении группы, в которых, к слову, активное участие принимал Советский комитет защиты мира, аресты, избиения активистов нарастали с каждым годом. Особо жесткие репрессии со стороны правоохранительных органов объяснились прежде всего тем, что мужественная молодежь группы бесстрашно выступила против агрессии в Афганистане, боролась за признание права на отказ от воинской обязанности по мотивам совести и введения альтернативной военной службы, требовала демилитаризации общества, отмену смертной казни и вывода советских войск с территорий других государств и Прибалтики"111.

В качестве одного из примеров "борьбы за мир в свете криминалистики" можно сослаться на судебное дело "Группы за установление доверия между СССР и США", принявшей в 1982 г. "Обращение к правительству и общественности СССР и США"112.

Призыв к полному уничтожению ядерного оружия, обращенный к независимой общественности СССР и США, к установлению доверия между странами..., "открытый обмен информацией" был расценен судебной экспертизой как пацифистский, буржуазный, утопичный, перепевающий враждебные социализму идеи, антисоветские политические оценки, подрывающий морально-политическое единство народа. Особый гнев вызвал тезис о равной ответственности СССР и США за гонку ядерных вооружений, апеллирование к советской общественности через "голову" партии и правительства, обеспечение свободной информации, за что советские миролюбцы подверглись тяжелым репрессиям.

В начале 80-х годов ожесточенные гонения обрушились на независимые организации и отдельных лиц, которые находили в себе мужество выступать против бессмысленной войны в Афганистане. Публицисты и бывшие правозащитники ныне делают первые попытки вернуть их имена из небытия истории.

——————————

111 Краснорутский Ю. Группа "Доверие" // Информационный бюллетень "Гражданский мир". 1990. № 1.; Kuznetsov E. The independent Peace Movement in the USSR // In Search of Civil Society, N.Y. 1990.

112 Век XX и мир. 1990. № 7. С.37-39.

 

60

 

Так, в одном из писем Л.И.Брежневу, датируемом 10 января 1980 г., Сокирко В.В. требовал отзыва советских воинов из Афганистана, отказа от экспорта революции в другие страны и спасения этим СССР от разорения, а молодежи от бессмысленной гибели113.

Большинство авторов таких писем были отправлены в тюрьмы, ссылки и психушки.

В обстановке преследований и травли продолжали действовать "Хельсинкские группы", которые стремились предать гласности выявленные ими факты нарушений Советской стороной Хельсинкских договоренностей.

Настроение и чаяния этого подпольного пацифизма не могли не отразится в творчестве гуманистически ориентированных писательских кругов, которых сегодня именуют "шестидесятниками", лучшие представители этого поколения, опаленного войной, раньше чем другие связали войну с миром, поняли раньше чем другие лицемерие официозной борьбы за мир и бескомпромиссно встали на позиции ядерного пацифизма, подвергаясь в те годы обвинениям в абстрактном гуманизме, антипатриотизме, игнорировании классового подхода.

Наиболее ярко и зримо подходы к ядерному пацифизму, настроения ужаса перед всеуничтожающей тотальной ядерной войной воплотились в творческой судьбе известного белорусского писателя А.М.Адамовича. Защищая и объясняя свои пацифистские взгляды в 1982 г. он писал: "Не потому ли не можем забыть минувшую, что не забываем, не в состоянии забыть о той войне, что грозит из неопределенного будущего. Литература наша все еще на бессрочной передовой, которая постепенно превратилась в передовую и против нового врага... — против войны, новой и всякой, которая смотрит нам в глаза"114.

Идеи ядерного пацифизма открыто выплеснулись в 1983 г., когда в апреле в Минске состоялась республиканская конференция на тему: "Военная литература и ядерная эпоха", где участ-

——————————

113 Там же. № 5. С.34.

114 Алесь Адамович. Мы — шестидесятники. М., 1961, С.13.

 

61

 

вовали такие писатели-антимилитаристы, как Д.Гранин, А.Адамович, В.Быков, В.Кондратьев, Ю.Корякин и др., которых, по словам Адамовича лупили и за то, что общечеловеческие интересы на конференции звучали как точка отсчета всех ценностей и любой политики, особенно политики в вопросах войны и мира". Объясняя свою приверженность "новому пацифизму" А. Адамович утверждал, что если прежде речь шла о праве одного не убивать другого, "то ныне во главу угла ставится вопрос о праве всех живущих на жизнь... пацифизм становится криком душ тех, кто видит себя обреченным стать жертвой подобного катаклизма"116.Выступления писателей против любого термоядерного оружия и "капиталистического" и "классового марксистского", за возможности создания литературы, "ногой ощупывающей край пропасти", вызывало ярость власть придержащей партийной, и в частности, белорусской элиты, озабоченной, что под боком у них завелись пацифисты.

После минской конференции А. Адамовича вызвали в ЦК КПБ и устами завтделом культуры И.И.Антоновича не только грубо чинили насилие над душой писателя, но и объяснили, что же такое социалистический, а не абстрактный гуманизм. "Что вы все пугаете атомной войной? Если даже от всего нашего народа останется в живых 10 человек, задача в том, чтобы они остались советскими людьми. В этом я вижу цель своей работы, но и вашей писательской тоже"117.

Эта бесчеловечная философия насилия и созданная целенаправленная жестокая система, по словам Адамовича, "изматывала силы, физические и духовные, всего народа под самыми "прогрессивными и "гуманными лозунгами и программами"118.

——————————

115 Там же. С.7.

116 Там же. С.83.

117 Там же. С.372.

118 Там же. С.447.

 

 

 

Изд: Р.М.Илюхина. "Российский пацифизм вчера и сегодня". М., ИВИ РАН, 1992. (Тир. 600 экз.)

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)

Date: 10-12 октября 2013