УИЛЬЯМ ЛЛОЙД
ГАРРИСОН
ГАРРИСОН, УИЛЬЯМ ЛЛОЙД (Garrison William Lloyd) (1805–1879) — основатель Американского общества
борьбы с рабством, секретарь Общества
непротивления в Новой Англии, публицист и поэт.
Уильям Гаррисон родился 12 декабря
Под влиянием
квакера Бенджамина Ланди, издававшего в Балтиморе (Мэриленд) антирабовладельческую
газету «Дух всеобщего освобождения», включился в активную борьбу за отмену
рабства. Гаррисон стал соредактором этой газеты, вел в ней рубрику «Черный
список», посвященную жертвам рабства: убитым, изувеченным, похищенным. В
В
С 1831 по
Гневное
обличение, страстная проповедь в духе ветхозаветных пророков должны были
разбудить совесть нации, преодолеть равнодушие и предрассудки. Выступления
Гаррисона неизменно вызывали ярость рабовладельцев и их сторонников на Севере.
Власти штата Джорджия предлагали 5.000 долларов за его арест и заключение под
стражу. В
Но он был
настоящим подвижником: ни клевета, ни угрозы, ни преследования не могли
заставить его замолчать. Голос «бостонского Иеремии» всколыхнул общественное
мнение. Он заставил многих северян изменить свое отношение к рабству. Этому
способствовали не только его публикации в «Либерейторе», но и страстные
выступления на собраниях аболиционистов в разных городах страны. Одной из самых
известных была его речь в Филадельфии в мае
С
Следует
отметить, что не все аболиционисты разделяли радикализм Гаррисона, не все были противниками
участия в политической борьбе. Многим не нравилось его резко критическое
отношение к церквям за их отказ осудить рабство. В рабочей печати он подвергался
критике за то, что не замечал «белого рабства» на Севере, выступал против
профсоюзов. Все это оттолкнуло от него многих сторонников, таких как Ф.
Дугласс, У. Филлипс и других, и привело к расколу аболиционистского движения.
Перед самой
Гражданской войной Гаррисон, однако, пересмотрел свое отношение к насилию и
поддержал А.Линкольна. После
Гражданской войны он вновь отошел от политической деятельности: отверг
предложение стать сенатором, но участвовал во многих дебатах и поддерживал
проекты реформ, направленных на получение женщинами и чернокожими равных со
всеми остальными гражданских прав. Ездил по стране с лекциями, публиковал
статьи в журналах, участвовал в американской Ассоциации за избирательные права
для женщин и в трезвенническом движении.
В
Умер Гаррисон 24 мая
Л. Н.
Толстой высоко ценил Гаррисона как теоретика и практика ненасильственной борьбы.
Он называл его «одним из величайших людей», «который не понят и не оценен в
полной мере и который был и есть не только борец против рабства в Америке, но и
великий пророк человечества».
(Использованы: статья «У.Л.Гаррисон» Э.Осиповой из
справочника «Писатели США», статьи из Википедии и др.)
Ресурсы Интернета:
http://en.wikipedia.org/wiki/William_Lloyd_Garrison — на
странице англоязычной части Википедии, есть не только биография, но и ссылки на
ряд текстов У. Л. Гаррисона.
Сочинения:
Гаррисон У.Л. Провозглашение… (Декларация чувств) (
Гаррисон У.Л. Опасность,
грозящая Америке (
Гаррисон У.Л. Злой
умысел (
Литература:
Mayer,
Henry. All on Fire: William Lloyd Garrison and the Abolition of Slavery.
Laurie,
Bruce Beyond Garrison.
Rodriguez,
Junius P., ed. Encyclopedia of Emancipation and Abolition in the
Transatlantic World. (
Толстой
Л.Н. Предисловие к английской биографии Гаррисона, составленной В.Г.Чертковым и Ф.Хола
Толстой Л.Н.
Гаррисон и его «Провозглашение»
— предисловие Л.Н.Толстого к «Провозглашению» Гаррисона для сборника «Круг
чтения» — Гаррисон
как человек просвещенный светом христианства, начав с практической цели — борьбы с рабством, — очень скоро понял, что причина рабства не случайное, временное завладение южанами несколькими миллионами негров, но давнишнее и
всеобщее, противное христианскому учению признание права насилия одних людей над
другими.
Паррингтон В.Л. Фрагмент из книги: Основные течения американской мысли — Том II, М., «Изд. ин. лит.», 1962 — очерки об
аболиционистах и трансценденталистах: Чаннинге, Нойзе, Гаррисоне, Уитьере,
Бичер-Стоу, Эмерсоне, Торо, Паркере, Фуллер — интересны не только их биографии,
но и отношение к ним окружающих людей.