УИЛЬЯМ  ЛЛОЙД

 

ГАРРИСОН

 

 

ГАРРИСОН, УИЛЬЯМ ЛЛОЙД (Garrison William Lloyd) (1805–1879) — основатель Американского общества борьбы с рабством, секретарь Общества непротивления в Новой Англии, публицист и поэт.

 

 

Уильям Гаррисон родился 12 декабря 1805 г. в Ньюберипорте (Массачусетс) в бедной англо-ирландской семье. Отец был моряком, дед по матери — лоцманом. Формального школьного образования он не получил. В 13 лет поступил учеником в типографию, где овладел ремеслом наборщика и печатника. В 20 лет стал редактором газеты «Фри пресс», в кото­рой публиковались первые стихи Дж. Г. Уиттьера. Некоторое время Гаррисон редактировал газету, пропагандировавшую трезвость.

Под влия­нием квакера Бенджамина Ланди, издававшего в Балтиморе (Мэриленд) антирабовладельческую газету «Дух всеобщего освобождения», включился в активную борьбу за отмену рабства. Гаррисон стал соредактором этой газеты, вел в ней рубрику «Черный список», посвященную жертвам рабства: убитым, изувеченным, похищенным. В 1830 г. за одну из публикаций о жизни работорговца Гаррисон был отправлен на семь недель в тюрьму.

В 1832 г. он основал Новоанглийское (позже Массачусетское) аболиционистское общество, в 1833 г. участвовал в учреждении Американского общества борьбы с рабством в Филадельфии и составил его программу. В том же году он совершил поездку в Великобританию, чтобы установить связи с британскими единомышленниками. Гаррисон разделял представления о том, что женщинам должны быть предоставлены равные с мужчинами права и поддерживал женское движение. В свою очередь, многие феминистки присоединились к основанному им обществу борьбы с рабством.

С 1831 по 1865 г. Гаррисон издавал в Бостоне еженедельную газету «Либерейтор» («Освободитель»), ставшую основной трибуной аболиционистского движения. Наси­лию физическому, царившему на Юге, Гаррисон противопоста­вил «насилие словом» — воинствующий стиль своей «моральной пропаганды». «Я не желаю думать, говорить или писать о рабстве в умеренных выражениях. Нет и еще раз нет! Разве можно совето­вать человеку, чей дом горит, спокойно бить тревогу или уговаривать мать, чей ребенок остался в огне, не торопясь спасать его?.. Равным же образом бесполезно склонять меня к умеренности в таком вопросе, как этот».

Гневное обличение, страстная проповедь в духе ветхозаветных пророков должны были разбудить совесть нации, преодолеть рав­нодушие и предрассудки. Выступления Гаррисона неизменно вы­зывали ярость рабовладельцев и их сторонников на Севере. Власти штата Джорджия предлагали 5.000 долларов за его арест и заключение под стражу. В 1835 г. после совместного выступления У.Л.Гаррисона и британского аболициониста Дж. Томпсона они едва не подверглись линчеванию. Жизнь Гаррисона спасло лишь то, что мэр Бостона заключил его в тюрьму, а затем выслал из города.

Но он был настоящим подвижником: ни клевета, ни угрозы, ни преследования не могли заставить его замолчать. Голос «бостонского Иеремии» всколыхнул обще­ственное мнение. Он заставил многих северян изменить свое отно­шение к рабству. Этому способствовали не только его публикации в «Либерейторе», но и страстные выступления на собраниях аболиционистов в разных городах страны. Одной из самых извест­ных была его речь в Филадельфии в мае 1838 г., в которой он про­возгласил: «Нам нужно моральное землетрясение!»

С 1838 г. Гаррисон — секретарь Новоанглийского общества непротивления. В составленной им «Декларации чувств» он призы­вал сопротивляться злу средствами, исключавшими насилие. Он сформулировал принципы гражданского неповиновения, продол­жавшие традиции христианского анархизма квакеров и перфекционистов: отказать в поддержке неправедной власти значило не голосовать, не занимать государственных должностей, не обра­щаться в суд, не нести воинской повинности. Конституцию США, признавшую рабство, он объявил несовместимой с врожденными правами че­ловека и назвал «договором со смертью и соглашением с адом». В своем выступлении в городке Фрамингам (Массачусетс) по слу­чаю Дня независимости (1854) он осудил принятый конгрессом за­кон о беглых рабах и конституцию США и предал тексты этих документов публичному сожжению.

Следует отметить, что не все аболиционисты разделяли радикализм Гаррисона, не все были противниками участия в политической борьбе. Многим не нравилось его резко критическое отношение к церквям за их отказ осудить рабство. В рабочей печати он под­вергался критике за то, что не замечал «белого рабства» на Севере, выступал против профсоюзов. Все это оттолкнуло от него многих сторон­ников, таких как Ф. Дугласс, У. Филлипс и других, и привело к расколу аболиционистского движения.

Перед самой Гра­жданской войной Гаррисон, однако, пересмотрел свое отношение к наси­лию и поддержал А.Линкольна. После Гражданской войны он вновь отошел от политической деятельности: отверг предложение стать сенатором, но участвовал во многих дебатах и поддерживал проекты реформ, направленных на получение женщинами и чернокожими равных со всеми остальными гражданских прав. Ездил по стране с лекциями, публиковал статьи в журналах, участвовал в американской Ассоциации за избирательные права для женщин и в трезвенническом движении.

В 1877 г. он еще раз посетил Великобританию, где встретился с Дж.Томпсоном и другими ветеранами аболиционистского движения.

Умер Гаррисон 24 мая 1879 г. в Нью-Йорке.

 

 

Л. Н. Толстой высоко ценил Гаррисона как теоретика и практика ненасильственной борьбы. Он называл его «одним из величайших людей», «который не понят и не оценен в полной мере и который был и есть не только борец против рабства в Америке, но и вели­кий пророк человечества».

(Использованы: статья «У.Л.Гаррисон» Э.Осиповой из
справочника «Писатели США», статьи из Википедии и др.)


 

 

Ресурсы Интернета:

http://en.wikipedia.org/wiki/William_Lloyd_Garrison — на странице англоязычной части Википедии, есть не только биография, но и ссылки на ряд текстов У. Л. Гаррисона.

 

Сочинения:

 

Гаррисон У.Л. Провозглашение… (Декларация чувств) (1838 г.) — из трактата Л.Н.Толстого Царство Божие внутри вас... — Мы признаем нехристианскими и незаконными не только самые войны — как наступательные, так и оборонительные, — но и все приготовления к войнам: устройство всяких арсеналов, укреплений, военных кораблей; признаем нехристианским и незаконным существование всяких постоянных армий, всякого военного начальства, всяких памятников, воздвигнутых в честь побед или павших врагов, всяких трофеев, добытых на поле сражения, всяких празднований военных подвигов, всяких присвоений, совершенных военной силой; признаем нехристианским и незаконным всякое правительственное постановление, требующее военной службы от своих подданных.

 

Гаррисон У.Л. Опасность, грозящая Америке (1829 г.) — из сборника «Сделать прекрасным наш день...». М., «Прогресс», 1990.

Гаррисон У.Л. Злой умысел (1853 г.) — из сборника «Феминизм». М., «Прогресс», 1992

 

 

Литература:

 

Mayer, Henry. All on Fire: William Lloyd Garrison and the Abolition of Slavery. New York: St. Martin's Press, 1998.

Laurie, Bruce Beyond Garrison. New York: Cambridge University Press, 2005.

Rodriguez, Junius P., ed. Encyclopedia of Emancipation and Abolition in the Transatlantic World. (Armonk, NY: M.E. Sharpe, 2007)

 

Толстой Л.Н. Предисловие к английской биографии Гаррисона, составленной В.Г.Чертковым и Ф.Хола

Толстой Л.Н. Гаррисон и его «Провозглашение» — предисловие Л.Н.Толстого к «Провозглашению» Гаррисона для сборника «Круг чтения» — Гаррисон как человек просвещенный светом христианст­ва, начав с практической цели — борьбы с рабством, — очень скоро понял, что причина рабства не случайное, временное завладение южанами несколькими миллионами негров, но давнишнее и всеобщее, противное христианскому учению признание права насилия одних людей над другими.

 

Паррингтон В.Л. Фрагмент из книги: Основные течения американской мысли — Том II, М., «Изд. ин. лит.», 1962 — очерки об аболиционистах и трансценденталистах: Чаннинге, Нойзе, Гаррисоне, Уитьере, Бичер-Стоу, Эмерсоне, Торо, Паркере, Фуллер — интересны не только их биографии, но и отношение к ним окружающих людей.

 

 

Сайт управляется системой uCoz