В то время как ЦРУ в преддверии июньского законодательного собрания — Лойя джирги продолжает операции против афганских вождей, всевозможные демагоги от Афганистана до Соединенных Штатов продолжают называть эти действия то войной с "американским империализмом", то "международным терроризмом". Обе эти характеристики, возбуждая умы, еще больше настраивают противоборствующие стороны друг против друга. В свете этого противостояния заслуживает внимания вышедшая в 1999 году книга о жизни малоизвестного миротворца. Эта биография является предупреждением и бросает вызов как борцам за суверенитет, так и антитеррористам.
Читатели, обычно получающие информацию о делах пуштунских лидеров из газет, могут познакомиться с биографией замечательного пуштунского миротворца в книге Экната Исварана «Воин ненасильственного ислама». В этой книге приводится история жизни племенного вождя Хана Абдул Гаффар-хана, родившегося в 1890 году неподалеку от Пешавара и трудившегося бок о бок с Махатмой Ганди. Проделанный им жизненный путь дает надежду разоренной стране, пытающейся оправиться после более чем двух десятилетий войны.
Сын деревенского вождя, Хан был свидетелем репрессий, примененных британскими войсками к мятежникам в его родной Северо-Западной Пограничной провинции в 1897 году. Пуштунское общество терзали не только колонизаторы, время от времени его потрясали вспышки насилия, вызванные кровной враждой. Физически сильный и обладавший интеллектуальными способностями Хан отказался от карьеры в элитарных частях Британской индийской армии и от учебы в Англии. Вместо этого он решил бросить вызов британскому господству, однако при этом не применять оружия, а действовать через просвещение народа.
Хан странствовал по сельским районам, проповедуя труд, самопожертвование и прощение и открывая школы для крестьянских детей. Его усилия вызывали уважение его соотечественников, которые присвоили ему почетный титул Бадшах-хана (т. е. хана ханов). Британцы же считали его деятельность опасной, закрывали его школы, а самого Хана посадили в тюрьму. В общем и целом ему пришлось провести в заключении треть всей своей долгой жизни.
В ходе своей ненасильственной кампании Хан наладил тесные отношения с Махатмой Ганди, его даже называли "Пограничным Ганди". Хан проповедовал идеи движения за гражданское неповиновение в пограничных афганских районах, призывая свой народ возвращать британские медали, отказываться от посещения британских университетов и не выступать в британских судах.
Самым замечательным его достижением стало объединение 100 тысяч человек, одетых в униформу (красные рубашки) и названных "Худаи хидматгаран" (Божьи дети), – это была первая в мире профессиональная ненасильственная армия. Соблюдая военную дисциплину, эти люди отказались от насилия и посвятили себя образованию, помощи нищим и духовному пробуждению крестьян. "Худаи хидматгаран" стали ключевым элементом народного ненасильственного движения, которое форсировало уход британцев из Индии.
Однако радость длилась недолго. Причиной тому стали события, вызывающие ассоциации с современной ситуацией. Твердый сторонник единства страны, он был приведен в смятение войной, которая началась после объявления независимости в 1947 году и привела к разделу полуострова на исламскую и индусскую части. Тем не менее он сохранял тесные отношения со своими друзьями-индусами, вызывая раздражение пакистанских властей, которые заключили его в тюрьму по обвинение в "проиндийской" позиции. Хан до конца жизни считал, что мусульманам и индусам лучше жить вместе, и сожалел о трениях между двумя странами.
Хан Абдул Гаффар-хан умер 20 января 1988 года в возрасте 98 лет. На его похороны в Пакистан, впервые за тридцать последних лет, приехал индийский премьер-министр. Траур сопровождался временным прекращением огня, который соблюдали как советские, так и афганские силы и который позволил совершить ритуал погребения близ Джелалабада.
Сегодня, когда в Джелалабаде разрываются ракеты, эта доступная и замечательная книга, посвященная одному из величайших в истории миротворцев, заставляет задуматься читателя, которому небезразлична судьба Афганистана. История жизни Хана заключает в себе четыре урока. Во-первых, она напоминает нам, что нация не является рабом своего прошлого. Пуштунов часто изображают в западной прессе как "воинственный народ". Однако судьба Бадшах Хана демонстрирует, что если отказаться от насилия как такового, не будет места и для причин, вызывающих это насилие. Во-вторых, история жизни Хана бросает вызов широко распространенным после событий 11 сентября представлениям, будто ислам является религией насилия. Бадшах Хан был набожным мусульманином, однако вера не привела его к милитаризму, несмотря на поругания, которому подвергался его народ. Хан верил, что жизнь пророка Мухаммеда является примером ненасилия. Он работал совместно с представителями других конфессий, захваченных идеями Ганди и призывом Ииуса Христа "любить своего врага".
Следующие два урока, заключенных в книге, касаются не центральноазиатской, а скорее американской политики. Приводя документальные свидетельства террора, осуществлявшегося британским колониализмом во имя "прогресса", Экнат напоминает нам, что самые жестокие в истории человечества войны велись во имя абстрактных идей, в частности таких, как "цивилизация". Подобно британцам сто лет тому назад, в последние два десятилетия советские, талибские и американские войска принесли огромные страдания народу Афганистана. При этом все они были убеждены, что воюют за правое дело. Наконец, история жизни Бадшах Хана учит нас тому, что надежда может рождаться в самых удивительных местах. Она показывает, что мужественные люди, движимые любовью и ясно видимой целью, способны изменить ход истории. В этот момент войны против террора и неясности с дальнейшими судьбами Афганистана книга Экната заслуживает внимательного чтения и широкой читательской аудитории.
2002
Ник Мегоран — аспирант географического факультета Кембриджского университета.
Источник: EurasiaNet