В середине XVII века во французском обществе параллельно сосуществовали две точки зрения на проблему войны и мира: с одной стороны, это истинная любовь к миру и стремление к нему, что было мотивировано двумя причинами: христианской традицией и реальным представлением о бедах, вызываемых войной; с другой стороны, это своего рода шовинизм, основанный на убеждении в своей принадлежности к одной из самых могущественных наций в Европе, а может быть, и во всем мире. Последняя точка зрения была аргументирована тем, что усилия Людовика XIV были направлены не только на создание непререкаемого авторитета королевской власти во всех областях жизни, но и на то, чтобы поднять политический, культурный и военный престиж Франции за ее пределами. Писатели и ораторы воспевали мир при каждом удобном случае, но если король вел войну, то они охотно признавали, что на подобный шаг его вынуждают враги и что он воюет, следуя наставлению Гуго Гроция, лишь в целях защиты мира.
Трактат нидерландского философа Гуго Гроция «О праве войны и мира», созданный в 1605 году и опубликованный в 1625 году, во французском переводе, предваренном посвящением королю, появился во Франции в 1687 году. Одна из основных мыслей этого сочинения состоит в том, что согласно теории естественного права, созданного природой, человек не может жить без общества упорядоченного и мирного, к чему его призывает чувство самосохранения. Для того чтобы поддерживать в человеческом обществе мир и благополучие, к естественному праву присоединяется право позитивное, созданное либо Богом, когда речь идет о религии, либо государем — во всех остальных случаях. Таким образом, военная политика Короля-Солнца была, с точки зрения деятелей литературы конца XVII века, теоретически обоснована.
Но к концу XVII столетия осуждение военной политики Людовика XIV все чаще в той или иной форме находит свое отражение в литературе. Совершенно четкую позицию по рассматриваемому вопросу занимал Фенелон, однозначно выразив ее в своем лучшем произведении — романе «Приключения Телемака» (1699). Роман построен на античном предании о сыне Одиссея Телемаке, который в сопровождении своего воспитателя Ментора отправляется в странствования на поиски отца. В уста Ментора Телемак вкладывает собственные идеи, разрабатывает целую систему воспитания с помощью жизненных уроков. Пройдя через множество испытаний вплоть до рабства и познав на собственном опыте чужие страдания, Телемак к концу романа становится здравым политиком, сострадательным и гуманным, питающим отвращение к войне. Проблеме отношения Фенелона к войне полностью посвящена IX книга романа.
Идоменей, правитель идеального государства Салент, ведет войну с Мандурийцами, своими соседями, объединившимися в борьбе против него с многочисленными союзниками. Телемак и Ментор, оказавшиеся в Саленте, хотят знать причины, повлекшие за собой эту войну, и Ментор предлагает прежде всего изучить все обстоятельства ее возникновения.
Некоторое время спустя к Идоменею пришли старейшины для проведения мирных переговоров. В знак своей миролюбивости они принесли Идоменею шкуры диких животных, убитых ими, и фрукты. Их речь была полностью посвящена восхвалению мира и его защите: «Мы предпочитаем мир, именно из миролюбия мы уступили вам прекрасный морской берег, где солнце делает землю плодородной и на котором произрастают вкуснейшие плоды. Мир слаще этих плодов — именно ради него мы и ушли в эти высокие горы, всегда покрытые льдом и снегом, где никогда не увидишь ни весенних цветов, ни богатых осенних урожаев. Мы испытываем чувство страха перед этой жестокостью — войной, которая под названиями честолюбия и славы опустошает страны, проливает кровь людей, являющихся братьями друг для друга». Именно таких людей предлагают Идоменею в качестве союзников и соседей, предостерегая, однако, от того, что столь миролюбивые люди обычно бывают самыми опасными противниками в войне.
Идоменей отвечает согласием. Но его солдаты, вновь отправившиеся на охоту, не были своевременно предупреждены о только что заключенном с варварами мире и снова атаковали их, убив очень многих. Варвары сочли, что они больше не должны верить обещаниям Идоменея и объявили ему войну, объединившись с многочисленными союзниками.
Ментор считает, что беды и лишения, перенесенные Идоменеем, все же не смогли еще научить его, как избегать войн. Он полагает также, что причины возникновения самых опасных войн кроются в человеческих высокомерии и гордости. По мнению Ментора, следовало обеспечить Варварам гарантии их спокойствия и применять жесткие меры воздействия к тем подданным Идоменея, которые осмелились бы нарушить этот мир. Кроме того, варвары преподнесли Идоменею великолепный урок, придя вести переговоры о заключении мира. Это не было ни признаком слабости, ни признаком отсутствия мужества. Их визит был продиктован только желанием жить в мире, ибо сила государства состоит не только в справедливости его законов, но и в уверенности ваших соседей в том, что вы не покуситесь на их территорию.
Эти переговоры о заключении мира длятся довольно долго, и Ментор силой своего красноречия пытается убедить Мандурийцев в том, что Идоменей точно так же, как и он, желает мира и желает его, движимый разумом и чувством умеренности, а вовсе не из-за любви к праздной жизни в роскоши, вовсе не из-за слабости и страха перед теми бедами, которыми война угрожает людям. Он готов погибнуть или победить, но при этом предпочитает мир самой блестящей победе.
Несмотря на то, что Фенелон признает необходимость ведения войны в отдельных случаях, правда, не уточняя, в каких именно, писатель жестоко обличает ее, называя «стыдом рода человеческого». Он предостерегает правителя от ведения войн, считая, что посредством войны слава короля не может быть завоевана.
Следует заметить, что высказывания Фенелона о войне звучат поразительно современно. Это подтверждают многочисленные примеры: писатель при заключении перемирия предусмотрел создание демилитаризованной зоны, охраняемой иностранными, то есть нейтральными войсками, указывает на целесообразность периодического проведения «встреч» в верхах», предлагает модель ведения мирных переговоров и т.д. Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что Фенелон был однозначным приверженцем мира, осуждая войну во всех ее проявлениях и стремился к «миру через добродетель».
Изд: Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 17. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.