„ЗАЯВЛЕНИЕ О НАСИЛИИ" Конференция ЮНЕСКО Севилья/ 16 мая 1986 года

"STATEMENT ON VIOLENCE" UNESCO Conference Seville, May 16, 1986

Считая своим долгом обратиться с точки зрения наших научных дисциплин к самой опасной и разрушительной деятельности человечества - насилию и войне; признавая, что наука - продукт человеческой культуры, который не может быть определяющим и всеобъемлющим; и с благодарностью выражая признательность за поддержку властям Севильи и представителям испанского ЮНЕСКО; мы, нижеподписавшиеся учёные всего мира, занимающиеся имеющими к данной теме непосредственное отношение науками, встретились и пришли к следующему заявлению о насилии. В нем мы оспариваем некоторые так называемые «биологические открытия", которые использовались, в том числе некоторыми учёными в наших дисциплинах, чтобы оправдать насилие и войну. Поскольку эти так называемые открытия способствовали возникновению атмосферы пессимизма в наше время, мы утверждаем, что открытый, обоснованный отказ от этих ложных заявлений внесёт значительный вклад в Международный Год Мира.

Неправильное использование научных теорий и данных для оправдания насилия и войн не ново, а происходит с начала развития современных наук. Например, учение об эволюции использовалось для оправдания не только войны, но также геноцида, колониализма и угнетения слабых.

Мы выражаем нашу позицию в виде пяти предложений. Мы сознаем, что есть много других вопросов, связанных с насилием и войной, к которым можно было бы успешно обратиться с точки зрения наших наук, но мы ограничиваемся тем, что считаем наиболее важным первым шагом.

С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕВЕРНО УТВЕРЖДАТЬ, что мы унаследовали тенденцию воевать от наших предков - животных. Хотя борьба возникает часто среди разных видов животных, известно всего несколько случаев внутривидовой борьбы между организованными группами естественно живущих видов, и ни один из этих случаев не характеризуется использованием каких-либо приспособлений в качестве оружия. Обычное хищническое поедание других видов не связано с внутривидовым насилием. Война - это особый человеческий феномен, которого не существует у других животных.

Тот факт, что ведение войны сильно изменилось с течением времени, означает, что это продукт культуры. Его биологическая связь осуществляется, в основном, посредством языка, который делает возможным взаимодействия групп, передачу технологии и использование орудий. Война биологически возможна, но не является неизбежной, как свидетельствуют различия в её возникновении и характере в разные времена и в разных местах. Некоторые культуры не участвовали в войнах в течение веков, и есть другие, которые в определённые периоды времени воевали часто и не воевали в другие.

С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕВЕРНО УТВЕРЖДАТЬ, что война или любая другая насильственная деятельность генетически запрограммированы в человеческой природе. Хотя гены включены в функционирование нервной системы на всех уровнях, они предоставляют возможности для развития, которые могут быть реализованы только в сочетании с экологической и социальной средой. Хотя индивидуумы различаются по их предрасположенности подвергаться влиянию своего опыта, именно взаимодействие их генетического наследства и условий воспитания определяют их характеры. За исключением редких патологий, нет людей, явно генетически предрасположенных к насилию. Не предопределяется генетически и обратное. Хотя гены и участвуют в становлении нашего поведения, не они сами определяют результат.

С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕВЕРНО УТВЕРЖДАТЬ, что в ходе человеческой эволюции чаще происходил отбор в пользу агрессивного поведения, чем какого-либо другого. Во всех хорошо изученных видах определенное положение внутри группы достигается способностью к сотрудничеству и выполнению социальных функций, соответствующих структуре этой группы. «Доминирование" включает в себя социальные связи и взаимодействия; это не только вопрос обладания и использования превосходящей физической силы, хотя оно и включает в себя агрессивное поведение. В тех случаях, когда у животных искусственно проводился генетический отбор но агрессивному поведению, это быстро приводило к появлению сверхагрессивных особей. Это означает, что в естественных условиях отбора по агрессии чаще всего не происходит. Когда такие экспериментально созданные гиперагрессивные животные помещались в социальную группу, они либо подрывали её социальную структуру, либо изгонялись из неё.

С  НАУЧНОЙ  ТОЧКИ  ЗРЕНИЯ  НЕВЕРНО  УТВЕРЖДАТЬ, что люди обладают «ориентированным на насилие мозгом». Хотя у нас есть нервный аппарат, отвечающий за насильственное поведение, он не приводится в действие автоматически внутренними и внешними факторами. Как у высших приматов и в отличие от других животных, наши высшие нервные процессы фильтруют подобные стимулы, прежде чем действовать. Мы действуем в соответствии с тем, к чему приучены и как воспитаны. В нашей нейрофизиологии нет ничего, заставляющего нас реагировать насильственным образом.

С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕВЕРНО УТВЕРЖДАТЬ, что войны вызваны „инстинктом" или какой-то другой единственной причиной. Возникновение современных способов ведения войн - это путь от главенства эмоциональных и мотивационных факторов, иногда называемых „инстинктами", к главенству факторов знания. Современная война включает организованное использование свойств характера людей, таких как повиновение, внушаемость и идеализм; социальных навыков, таких как язык, и рациональных соображений, таких как подсчёт издержек, планирование и обработка информации. Технология современной войны преувеличила моменты, связанные с насилием и в подготовке непосредственно воюющих сторон, и в подготовке одобрения войны среди населения. В результате этого подобные проявления воспринимаются как причина процесса, а не его последствия.

Мы приходим к выводу, что биология не обрекает человечество на войну, и что человечество можно освободить от груза биологического пессимизма и придать ему уверенность для того, чтобы выполнить преобразования, необходимые в этом Международном Году Мира и в будущем. Хотя эти задачи носят институционный и коллективный характер, они также основываются на сознательности отдельных участников, для которых оптимизм и пессимизм - решающие факторы. Как „войны начинаются в умах людей", так и мир начинается в наших умах. Тот вид, который изобрел войну, способен изобрести и мир. Ответственность лежит на каждом из нас.

 

 

Сайт управляется системой uCoz