„ЗАЯВЛЕНИЕ О НАСИЛИИ" Конференция ЮНЕСКО Севилья/ 16 мая 1986 года
"STATEMENT ON
VIOLENCE" UNESCO Conference Seville, May 16, 1986
Считая своим долгом обратиться с точки зрения наших научных дисциплин к самой опасной и разрушительной деятельности человечества - насилию и войне; признавая, что наука - продукт человеческой культуры, который не может быть определяющим и всеобъемлющим; и с благодарностью выражая признательность за поддержку властям Севильи и представителям испанского ЮНЕСКО; мы, нижеподписавшиеся учёные всего мира, занимающиеся имеющими к данной теме непосредственное отношение науками, встретились и пришли к следующему заявлению о насилии. В нем мы оспариваем некоторые так называемые «биологические открытия", которые использовались, в том числе некоторыми учёными в наших дисциплинах, чтобы оправдать насилие и войну. Поскольку эти так называемые открытия способствовали возникновению атмосферы пессимизма в наше время, мы утверждаем, что открытый, обоснованный отказ от этих ложных заявлений внесёт значительный вклад в Международный Год Мира.
Неправильное использование
научных теорий и данных для оправдания насилия и войн не ново, а происходит с
начала развития современных наук. Например, учение об эволюции использовалось
для оправдания не только войны, но также геноцида, колониализма и угнетения
слабых.
Мы выражаем нашу позицию в
виде пяти предложений. Мы сознаем, что есть много других вопросов, связанных с
насилием и войной, к которым можно было бы успешно обратиться с точки зрения
наших наук, но мы ограничиваемся тем, что считаем наиболее важным первым шагом.
С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕВЕРНО УТВЕРЖДАТЬ, что мы унаследовали
тенденцию воевать от наших предков - животных. Хотя борьба возникает часто
среди разных видов животных, известно всего несколько случаев внутривидовой
борьбы между организованными группами естественно живущих видов, и ни один из
этих случаев не характеризуется использованием каких-либо приспособлений в
качестве оружия. Обычное хищническое поедание других видов не связано с
внутривидовым насилием. Война - это особый человеческий феномен, которого не
существует у других животных.
Тот факт, что ведение войны
сильно изменилось с течением времени, означает, что это продукт культуры. Его
биологическая связь осуществляется, в основном, посредством языка, который
делает возможным взаимодействия групп, передачу технологии и использование
орудий. Война биологически возможна, но не является неизбежной, как
свидетельствуют различия в её возникновении и характере в разные времена и в
разных местах. Некоторые культуры не участвовали в войнах в течение веков, и
есть другие, которые в определённые периоды времени воевали часто и не воевали
в другие.
С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕВЕРНО УТВЕРЖДАТЬ, что война или любая другая
насильственная деятельность генетически запрограммированы в человеческой
природе. Хотя гены включены в функционирование нервной системы на всех уровнях,
они предоставляют возможности для развития, которые могут быть реализованы
только в сочетании с экологической и социальной средой. Хотя индивидуумы
различаются по их предрасположенности подвергаться влиянию своего опыта, именно
взаимодействие их генетического наследства и условий воспитания определяют их
характеры. За исключением редких патологий, нет людей, явно генетически
предрасположенных к насилию. Не предопределяется генетически и обратное. Хотя
гены и участвуют в становлении нашего поведения, не они сами определяют
результат.
С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕВЕРНО УТВЕРЖДАТЬ, что в ходе человеческой
эволюции чаще происходил отбор в пользу агрессивного поведения, чем какого-либо
другого. Во всех хорошо изученных видах определенное положение внутри группы
достигается способностью к сотрудничеству и выполнению социальных функций,
соответствующих структуре этой группы. «Доминирование" включает в себя
социальные связи и взаимодействия; это не только вопрос обладания и
использования превосходящей физической силы, хотя оно и включает в себя
агрессивное поведение. В тех случаях, когда у животных искусственно проводился
генетический отбор но агрессивному поведению, это быстро приводило к появлению
сверхагрессивных особей. Это означает, что в естественных условиях отбора по
агрессии чаще всего не происходит. Когда такие экспериментально созданные
гиперагрессивные животные помещались в социальную группу, они либо подрывали её
социальную структуру, либо изгонялись из неё.
С НАУЧНОЙ ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ НЕВЕРНО УТВЕРЖДАТЬ, что люди обладают
«ориентированным на насилие мозгом». Хотя у нас есть нервный аппарат,
отвечающий за насильственное поведение, он не приводится в действие
автоматически внутренними и внешними факторами. Как у высших приматов и в
отличие от других животных, наши высшие нервные процессы фильтруют подобные
стимулы, прежде чем действовать. Мы действуем в соответствии с тем, к чему
приучены и как воспитаны. В нашей нейрофизиологии нет ничего, заставляющего нас
реагировать насильственным образом.
С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕВЕРНО УТВЕРЖДАТЬ, что войны вызваны
„инстинктом" или какой-то другой единственной причиной. Возникновение
современных способов ведения войн - это путь от главенства эмоциональных и
мотивационных факторов, иногда называемых „инстинктами", к главенству
факторов знания. Современная война включает организованное использование
свойств характера людей, таких как повиновение, внушаемость и идеализм;
социальных навыков, таких как язык, и рациональных соображений, таких как
подсчёт издержек, планирование и обработка информации. Технология современной
войны преувеличила моменты, связанные с насилием и в подготовке непосредственно
воюющих сторон, и в подготовке одобрения войны среди населения. В результате
этого подобные проявления воспринимаются как причина процесса, а не его
последствия.
Мы приходим к выводу, что
биология не обрекает человечество на войну, и что человечество можно освободить
от груза биологического пессимизма и придать ему уверенность для того, чтобы
выполнить преобразования, необходимые в этом Международном Году Мира и в
будущем. Хотя эти задачи носят институционный и коллективный характер, они
также основываются на сознательности отдельных участников, для которых оптимизм
и пессимизм - решающие факторы. Как „войны начинаются в умах людей", так и
мир начинается в наших умах. Тот вид, который изобрел войну, способен изобрести
и мир. Ответственность лежит на каждом из нас.