ПАЦИФИЗМ
''Пацифизм - орудие подготовки новых империалистических войн под прикрытием фраз о мире.''
Из советской книжки 60-х годов.
Само слово ''пацифизм'' происходит от латинского ''pacificus'' (''умиротворяющий''), и очень часто пацифизм толкуется как ''борьба за мир'', стремление жить без войн. Это, конечно, верная, но очень упрощенная точка зрения. На самом деле пацифистская теория гораздо глубже и радикальнее. Более того, смысл пацифизма можно выразить как отказ от всякого насилия для достижения каких-либо целей. Разумеется, это включает в себя и отказ от любых войн, но далеко не только это. Надо сказать, очень многие люди, искренне считающие себя пацифистами, на самом деле не являются таковыми по одной простой причине: они не улавливают смысл слова ''всякого'' в определении пацифизма. Большинство людей рассуждает примерно так: ''Сам я человек мирный, и не собираюсь ни на кого нападать. Но если нападут на меня или на моих близких, я буду обороняться, защищая себя и других''. Позиция, в общем-то, наиболее рациональная и благородная, но, прямо скажем, к пацифизму никакого отношения не имеющая. Пацифизм провозглашает абсолютное ненасилие. Пацифист - это тот, кто НИКОГДА не прибегнет к насилию, даже для ЗАЩИТЫ себя, своих интересов, своих родных и близких, и т.д. Логика рассуждений пацифиста проста: если отвечать насилием на насилие (т. е. сопротивляться, ''давать сдачи'' и т.п.), то насилие в мире не только не исчезнет, но и наоборот - его станет в два раза больше. Подобная постановка вопроса, как вы, наверное, уже догадались, резко сужает круг истинных пацифистов, благодаря чему они становятся особенно хорошо заметными.
Одним из наиболее известных пацифистов в истории человечества был, конечно, Иисус Христос. Свою пацифистскую доктрину он напрямую завещал своим последователям: ''Вам было сказано: око за око, зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому, Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую''. И далее: ''Вам было сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас''. (Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 38-39,43-44). Любить врагов, не сопротивляться им, а лишь благословлять их и молиться за них - сказано настолько четко, ясно и недвусмысленно, что яснее просто не скажешь. Однако, как мы знаем, большинство христиан плевать хотело на данный завет своего Учителя и усердно мочит не только ''врагов'', но и друг друга - достаточно вспомнить кровавые стычки между католиками и протестантами, периодически возникающие в Ирландии. Разумеется, людей, напрямую нарушающих заповеди Христа, нельзя всерьез считать христианами, даже если они сами себя называют таковыми. Согласитесь, в психиатрических лечебницах найдется масса людей , считающих себя Наполеонами. Однако их лечащие врачи почему-то сомневаются в причастности своих пациентов к династии Бонапартов. Впрочем, это уже другой вопрос.
Кстати, именно на пацифистском понимании христианства настаивал великий русский писатель Л. Н. Толстой, именно на его основе он вывел свою знаменитую теорию ''непротивления злу насилием''. Чем все это закончилось, хорошо известно: 22 февраля 1901 года русская православная церковь предала Льва Николаевича анафеме (то есть, проще говоря, имя его было проклято перед Богом, а сам он - отлучен от церкви) за ''извращение учения Христа''.
Примерно за шесть столетий до Христа сходные мысли высказывал другой знаменитый пацифист - Сиддхартха Гаутама (он же - Шакья-Муни), более известный под именем Будды: ''Освободи свое сердце от злобы, ибо никогда в этом мире ненависть не уничтожается ненавистью, но отсутствием ненависти уничтожается она''. И, надо сказать, буддисты выполняют заповеди своего Учителя куда конкретнее, чем христиане - своего. Выращивая домашний скот, буддисты продают его в живом виде в другие страны, а оттуда закупают уже разделанные туши. Но сами не убивают. Истинный буддист не убьет даже комара, севшего к нему на щеку, чтобы попить кровушки. Осознание святости каждого живого существа, его прочной связи с Всевышним - центральная фишка многих восточных учений. ''Тот, кто все видит связанным с Верховным Господом, кто видит все существа как Его неотъемлемые частицы, никогда не испытывает ненависти к кому-либо или чему-либо''. (''Шри Ишопанишад'', мантра шестая).
Укреплению подобного подхода во многом способствует и теория ''переселения душ''. ''Убивая комара, вы никогда не знаете, чья душа в нем находится, - рассуждают сторонники этой теории. - Возможно, что в убитом вами комаре в тот момент обитала душа, к примеру, вашего покойного деда''.
Интересно, что ''пацифистский'' дзен-буддизм является, как это ни парадоксально, духовной основой практически всех видов восточных единоборств. И каждый будока (т.е. человек, изучающий боевое искусство) берет на себя обязательства всемерно избегать злобы, сдерживать желание обнаруживать свои знания и умения, уклоняться от любого вызова, ни в коем случае не начинать драку первым и т.д. ''Если тебе удалось избежать драки, можешь считать, что ты в ней победил'', - говорил Масутацу Ояма, один из величайших мастеров каратэ-до.
В общем, все идеи пацифисткой теории просты, понятны и, в принципе, не вызывают возражений: жить в мире и согласии лучше, чем в злобе и ненависти. Однако становится интересно: каким образом пацифисты воплощают свои убеждения в жизни? Как выглядит их пацифизм на практике? А вот как.
ПАЦИФИСТЫ
Что касается пацифистского поведения дзен-буддистов, то его лучше всего иллюстрирует случай, рассказанный Гичином Фунакоши (еще одним известнейшим мастером каратэ) в его автобиографической книге ''Моя жизнь'':
''Однажды я шел в гости к своим родственникам в деревню. Дорога шла через небольшой лес. Уже смеркалось, и поэтому я даже не удивился, когда прямо передо мной выросли две фигуры.
- Эй ты, заморыш! - закричали они. - Ну-ка, живо выворачивай карманы! И не вздумай сопротивляться!
Один из нападавших держал в руках увесистую дубинку, но обращался с ней крайне неумело. Другой так смешно выставлял вперед свои кулаки, что сразу было видно, что он не каратека.
Я мог бы без труда убить их обоих, но вместо этого я спокойно сказал:
- У меня нет с собой денег, - и в доказательство вывернул карманы. По правде говоря, у меня было с собой лишь немного пирожного-манжу, которое я нес в подарок своим родственникам.
- Всего лишь манжу! - скривились грабители. - Ну, ладно, давай его сюда!
Выхватив у меня из рук пирожные, нападавшие скрылись из виду, а я все так же спокойно пошел своей дорогой.
Спустя несколько дней, беседуя со своими учителями каратэ Азато и Итосу, я рассказал им о своем приключении.
- Ты поступил совершенно правильно, - сказал Итосу. - Время, потраченное тобой на обучение каратэ, не пропало даром.
- Ты и в самом деле вел себя хорошо, - согласился Азато. - Вот истинно правильное понимание духа каратэ!''
Согласитесь, история совсем не похожа на те, которыми изобилуют американские ''каратэшные'' боевики...
Ну да Бог с ними, с буддистами. Восток - дело тонкое. Однако наши отечественные пацифисты ведут себя практически так же. Рассмотреть их поведение удобнее всего на примере хиппи. (Разумеется, среди пацифистов есть и ''не-хиппи'', но в данном случае это несущественно, поскольку в экстремальных ситуациях действия и тех, и других отличаются редким единообразием.)
Итак, представьте себе такую картинку. Тусуется где-нибудь в скверике хипповская компания - человек 10 - 12. Вдруг откуда ни возьмись появляются два гопника и начинают ''мочить волосатых''. Ясный пень, двум урлакам при всем их желании сразу с десятком человек не справиться. Поэтому они выхватывают за шиворот ближайшего к ним пипла и вдвоем быстренько его избивают. Что в это время делают остальные пиплз? А ничего. Просто стоят и смотрят. Им, конечно, очень жаль своего ''брата'', но заступиться за него они не могут - их руки ''связаны'' пацифизмом. Сам избиваемый тоже не сопротивляется, только старается закрыть лицо руками. Некоторые откалывают финт еще покруче: после первого же удара валятся на землю и сжимаются в комочек, предоставляя урлакам восхитительную возможность попинать их ногами. Иногда у кого-нибудь из ''наблюдающих'' не выдерживают нервы и он (или она) начинают скулить что-нибудь типа ''Прекратите! Зачем вы так?! Ну, пожалуйста, не надо!'' и т.п. Понятно, что на гопников подобные просьбы не производят никакого впечатления, зато сам ''подавший голос'' становится ближайшим претендентом на ''по морде''. Бросив первого хипа, урлаки переключаются на него. Потом на третьего, потом - на четвертого и т.д. (из чувства солидарности с избиваемым остальные пиплы не разбегаются). Таким нехитрым макаром пара гопарей избивает весь хипповский тусняк, включая пиплушек (девушек-хиппи).
На мой взгляд, ситуация по своей крейзанутости вполне достойна пера Франца Кафки, но ничего фантастического в ней нет - поговорите с пацифистами, и они подтвердят, что так оно зачастую и бывает. Интересно, что самих хиппов подобное положение дел нисколько не тяготит. Наоборот, ''получить по фэйсу от урлы'' является предметом своеобразной гордости. При случае любой пипл или пиплушка с удовольствием расскажут вам о своих шрамах, травмах, переломах, выбитых зубах, сотрясениях мозга и прочих ''боевых'' заслугах. Но, при всем при этом, хиппи, конечно же, не дураки и специально на неприятности не нарываются: гораздо чаще они просто мгновенно ''скипают'' (по-быстрому уходят) всей тусовкой при малейших признаках опасности. ''Если тебе удалось избежать драки, можешь считать, что ты в ней победил...''
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Как видите, пацифизм - достаточно суровая штука. Но возникает вполне закономерный вопрос: зачем многие молодые люди, не имея никакого отношения к пацифизму, носят на себе изображения пацификов? Ответ, в общем-то, прост и банален. Еще в 70-е годы хиппи заметили, что вокруг их движения табунятся разные ''модные'' мальчики и девочки, которые, абсолютно не врубаясь в смысл хипповских идей, любят напялить на себя ''фенечки-ксивнички-хайратнички''. Сами хипы иронично называли таких людей ''клюхами'' (аббревиатура от насмешливого выражения ''Клуб Любителей Хиппи'') и, конечно, всерьез не воспринимали. А сейчас мы наблюдаем интереснейшее явление: народ массово ''клюханулся'', причем не только на хипповской атрибутике.
Многие символы (это, помимо пацифика, пентаграммы (обычная и обратная), анархистский знак (литера "А" в круге), свастика (обычная и обратная, четырех- и трехлучевая) и, конечно же, кресты (обычный ''христианский'' и обратный ''сатанистский'') носятся людьми не в знак выражения собственных убеждений, а ''просто так'' (вариант: ''для красоты''). Разумеется, ничего страшного в этом нет.
Как показывает практика, это даже не нужно лечить. Постепенно это проходит само собой.
Данный материал был опубликован (с незначительными изменениями) в воронежской молодежной газете ''Радуга'', N 11(77), 1997. - c.10
© Сэнди Марочкин, 1997